От оленя к автомобилю

26 Июня

В Музейно-выставочном центре в настоящее время открыта выставка “Автомобили на улицах Кировска”. Выставка рассказывает не только о моделях авто, которые когда-то колесили по уютным улицам города горняков. Выставка дает также понять, насколько важен был транспорт в развитии города и какие трудности приходилось преодолевать в связи с транспортным вопросом. Приводим отрывки из статьи о строительстве первой дороги на Кольском полуострове от разъезда Белый (нынешняя жд.станция Апатиты) до Апатитового городка (микрорайон Кукисвумчорр).

Было время, когда Карельско-Мурманский край не знал дорог и езда там возможна была только “с нужею: зашли мхи и озера и перевозы через озера многие”. Мечта о лошидаи и телеге осуществилась лишь для переселенцев, живущих у полотна железной дороги. Все остальные пространства внутренней Лапландии доступны только благодаря оленю, этому удивительному животному севера, не требующему ни дорог, ни экипажей, ни особой упряжи, ни заготовки корма, ни ухода.
Совершенно исключительное значение имело также использование оленьего транспорта при работах по исследованию Хибинских гор, а затем и при организации промышленной разработки Хибинских ископаемых.

Для заброски строительных материалов в горы весною 1929 года, еще по зимнему пути решено было завербовать оленей. Для вербовки пришлось выехать в центр Лапландского оленеводства село Ловозеро. Однако, весна была неблагоприятная для оленей: слишком мощный снежный покров и толстая ледяная корка сильно затрудняли добычу ягеля, и олени были настолько истощены, что дорогой падали. Это заставило оленеводов-зырян отказаться от вывозки. Выручили лопари, проживающие вблизи железной дороги. Они быстро сорганизовались, и 200 штук оленей начали перевозку специально распиленных небольшими концам досок. В течение двух недель бараки для рабочих были уже в горах, и можно было перейти к постройке и сооружению дорог.

Ввиду позднего таяния снега земляные работы начались лишь с июня месяца. Предполагалось провести вьючную тропу от разъезда Белый до горы Кукисвумчорр в обход озера Вудъявр, для доставки продовольствия и инструмента, для горных работ по разведке и бурению. Скоро, однако, оказалось недостаточно вьючной тропы и было решено строить гужевую дорогу для колесного движения.

Трудности встретились колоссальные: полное отсутствие местной рабочей силы; нехватка инструментов, продовольствия и фуража; значительная пересеченность и заболоченность местности; массы мошки и комара; дождливое лето и осень.
К 1 июля просека продвинулась до Апатитового городка на речке Лопарской. С 3 июля материал для мостов начал частично подвозиться с разъезда Белый на грузовике Зауэр.

В местах с живым лесом материал на мосты подносился с мест рубки. 17 июля на работы поступила первая лошадь, к концу июля число лошадей достигло 30, в августе 40 и к октябрю 52.
С увеличением количества лошадей началась правильная балластировка пути. При чем здесь впервые нефелиновый песок получил промышленное применение, образуя хорошо цементирующуюся покрышку пути.


фотоколлаж 1929 г.

25 июля началось колесное, а 1 августа автомобильное движение до 13 километра. К 10 августа доставлен в горы бурильный станок со всеми принадлежностями для алмазного бурения, при чем после 13 километра его тащили волоком. По мере окончания гатей сокращалось вьючное движение до озера Большой Вудъявр и 5 сентября до реки Юкспориок. К 25 сентября автомобиль дошел до Апатитового городка. К 7 октября было открыто сплошное движение автомобилей до конечно пункта дороги – места разработки апатитов на горе Кукисвумчорр и в тот же день вывезена первая тонна апатита.

Вместо вьючной тропы в четыре месяца была построена автомобильная дорога, протяжением в 27 километров, с 63 мостами и 4857 метрами гатей. Начинаясь отметкой в 160 метров н.у.м., дорога заканчивалась у самого бремсберга рудника на высоте 448 метров.

Так была построена первая на Кольском полуострове автомобильная дорога и первая автодорога во всем нашем Союзе в столь высоких широтах далеко за полярным кругом.

Успейте увидеть больше архивных фото на выставке “Автомобили на улицах Кировска”, которая продлится до 15 июля! Многие фотографии существуют в единственном экземпляре!

Источник: статья “роль Хибинских апатитов в колонизации Кольского полуострова” В.И. Осиновского. Хибинские апатиты, том I, 1930 г.

Комментарии (0)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Ваш комментарий будет первым!
Последняя пятница месяца — санитарный день