Заглянуть в 30-е: как велась транспортировка руды

21 Ноября
1 комментарий

Откатка и транспортировка руды на старейшем в Хибинах Апатитовом (Кировском) руднике была одной из главнейших проблем в 30-е годы. На момент создания треста “Апатит” в ноябре 1929 г. к руднику только-только была проведена авто-гужевая дорога.

Тогда самые первые партии руды, добытые практически кустарным способом, отправляли к жд.станции “Разъезд Белый” (ныне станция Апатиты) с помощью оленьих упряжек и конного транспорта.
Откатка оленями была неэффективной – упряжка перевозила не больше 1.5 центнера руды, а перевозка была дорогой. Всего на перевозке апатита трудилось 200-250 упряжек.

Затем был создан конно-транспортный цех, в котором работало более 700 лошадей.

В первые годы работы рудника после взрывных работ разборщики руды “плинтовали” большие глыбы кувалдой, вручную грузили в вагонетки Коппеля. На склонах строились узкоколейки для ручной откатки полуторатонных вагонеток к скатам на краях уступов.


Общий вид на первый горный участок 1931-1933 г.


Откатка вагонеток Коппеля вручную, 1934 г.

Для спуска руды со склона строились рудоскаты с бункером. С рудоскатов руда грузилась на телеги, чтобы переправить к жд станции разъезд Белый.

Железная дорога от разъезда Белый до Кировского рудника была построена только в 1930 г. Конечным пунктом была станция “Нефелин” у рудника.


Перевозка апатито-нефелиновой руды от рудника к фабрике

Но еще требовалось доставить руду с уступов склона горы к подножью или к скату, т.е. осуществить откатку руды.


Ручная откатка в тележках


Откатка руды с уступа

В 1931 г. были построены бремсберги – крытые деревянные тоннели на склоне горы, в которых курсировали вагонетки. Вот так они выглядели внутри и снаружи:


Бремсберг №3 внутри, спуск вагонетки


Вид на бремсберг сбоку


Общий вид на бремсберги

Бремсберги подвозили руду либо к откаточному пути, где ждал конный транспорт, либо к деревянной эстакаде, откуда грузили руду в вагоны.

В 1932 г. мехмастерская создала первый мотовоз “Первенец”, который перевозил больше вагонеток, чем могла потянуть лошадь.


В том же 1932 г. уже был построен гараж для мотовозов


Откатка руды мотовозами 1931-1936 гг.

Руду откатывали также колесным транспортом:

И с помощью тракторных саней:

Мотовозы позже были оборудованы более вместительными вагонетками “Гремби”:


1937 г.

Таким образом, всего за первые несколько лет рудник перешёл от ручного труда к высокой степени механизации. Ручная откатка сменилась моторизированной, ручное бурение – пневматическим, появились экскаваторы, которые заменяли труд 15-20 человек в смену. Постепенно комплексная механизация вывела рудник на высокую производительность труда.

Комментарии (1)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Аноним 30.01.2019 11:35:24
Очень наглядно и познавательно. Уникальные фотографии того времени позволяют рассмотреть как выглядели склоны горы Кукисвумчорр на тот момент. Спасибо за доставленное впечатление.
Ответить