Библейские минералы и не только

18 Апреля

В статье 1761 года наш великий соотечественник М. В. Ломоносов писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — священное писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители.» (1)

Что за язык такой чудный, какое очарование в нем. Чувствуется «власть» над сердцем и умом. Куда нынешним «хэштегам, флешмопам» и прочей шелухе: ни тепла, ни света – одна бессмысленная мода. Закончится она, и подойдет к своему жалкому «дедлайну», не оставив после себя никакого следа. Простите за отступление, но согласитесь, что трудно удержаться от сравнения.

Как тут современным ученым, а особенно минералогам, обойтись без священного писания? Никак. Библия явилась «начальником» всех последующих минералогических сборников. И произошло это от уникальных свойств самоцветных камней. В самом деле: посмотрите, как быстро выгорают краски на свету, еще быстрее вянут цветы и лишь мир кристаллов способен сохранить свежесть цвета и устойчивость формы на тысячелетия. Именно по этой причине минералы вошли в обиход богослужений и сделались незаменимым атрибутам церковной утвари и облачений, а позднее ими стали украшать оклады икон и Евангелия.

Первые упоминания о минералах даны в книге Ветхого завета. «Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они» (2).

Вот как выглядел ветхозаветный первосвященник с судным наперсником.

А вот так выглядел сам наперсник при близком рассмотрении.

На каждом камне было выгравировано имя одного из 12 колен израилевых.

Еще один «список минералов» приводит Иоанн Богослов, описывая Небесный Иерусалим. «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (3).

Невозможно представить себе эту блистающую красоту. Апостол Павел говорил: «Но я́коже е́сть пи́сано: и́хже о́ко не ви́дѣ, и у́хо не слы́ша, и на се́рдце человѣ́ку не взыдо́ша, я́же угото́ва Бо́гъ лю́бящымъ его́».
В синодальном переводе это звучит так: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (4)
И у художников рождались вот такие иллюстрации горнего мира.

Действительно сложнейшая задача: услышать глухому, увидеть слепому или как в русской народной сказке: «Найти то, не знаю что!»
Идеальные формы и яркие краски, как правило, отталкивают взгляд своей холодностью палитры и строгостью архитектурного плана «…Все, что ликует и блестит, наводит скуку и томленье» отмечал А.С. Пушкин (5).

Но, поскольку сам Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (6), то значит и Небесный Иерусалим где-то совсем рядом, среди нас и выглядит он как теплый огонек в русской печке, как улыбка спящего ребенка или вот так: как храм Покрова на Нерли во Владимирской области.

Не случайно библия близка к геологии, ведь именно она дала название современной науки петрологии. Само название «петрология» происходит от имени апостола Петра (Πέτρος по гречески – камень). На горячей вере Петра, как на камне, основал Господь церковь, «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (7), так имя Петр стало во главе науки о горных породах.

Теперь становится понятным глубокий смысл высказывания М. В. Ломоносова с которого началась эта заметка, а для геолога (ученого – натуралиста в широком смысле слова) Библия является во истину первым учителем!

Христос Воскресе, православные!

Литература:
1. М. В. Ломоносов « ЯВЛЕНИЕ ВЕНЕРЫ НА СОЛНЦЕ, НАБЛЮДЕННОЕ
В САНКТПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК МАЙЯ 26 ДНЯ 1761 ГОДА».
2. Ветхий завет, Исх. 28:15 – 20.
3. Евангелие, Откр. 21:18 – 21.
4. Евангелие, 1 Кор. 2:9.
5. А. С. Пушкин, стихотворение «Весна, весна…».
6. Евангелие, Лк. 17:21.
7 – Евангелие, Мф. 16:18

Комментарии (0)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Ваш комментарий будет первым!