Григорий Степанович Пронченко

Пронченко Григорий Степанович (1900 – 1935) – инженер-геолог, исследователь Хибин. Родился в селе Гореново Рославльского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье, в шесть лет остался сиротой. В 1911 году окончил четырехклассную церковно-приходскую школу, а в 1914-м — Рославльское трехгодичное ремесленное училище. Затем юноша уехал в Петроград, где поступил учеником токаря на Охтинский пороховой завод. В 1919 году его направили на учебу в Смоленский рабфак. Окончив его в 1924 году, Пронченко поступил на геологоразведочный факультет Московской горной академии.

В 1929 году, еще будучи студентом, он был направлен в Хибинскую тундру в числе первых строителей будущего центра апатитовой промышленности. Здесь Григорий Степанович прошел путь от лаборанта до квалифицированного инженера-геолога.

Став одним из первопроходцев освоения хибинских апатитовых месторождений, Г.С. Пронченко трудился на самых ответственных участках: осваивал Кукисвумчорр, штурмовал Юкспорр, начинал разведку Расвумчорра, работал в Ловозерских тундрах и на Ковдорском месторождении.

С 1933 года Г.С. Пронченко работал в тресте «Апатит» начальником геологоразведочного сектора Новпромапатита. К этому времени он был уже опытным специалистом – окончил Горную академию, защитил диплом и получил звание инженера-геолога.

Академик А.Е. Ферсман в книге «Воспоминания о камне» писал о нем так:

«Первым среди пионеров края был Григорий Степанович Пронченко — первый секретарь первой партийной ячейки Хибинской тундры. Он весь горел новостройкой. Волновался за прокладку железной дороги, сам помогал вытаскивать тяжелые катерпиллеры, когда они с громадным грузом больших саней проваливались сквозь наст в двухметровый снег. Он первым был на первых буровых вышках, объясняя название пород кернов, записывая показания, подбадривая при неполадках. Всегда веселый, оживленный, несколько беспокойный, с отрывистой речью, всегда горящий и большевистски настойчивый. И где нужна была новая смелая мысль, где надо было проложить новые пути, там был Пронченко. Закладывались ли штольни Юкспорра с его обрывами, надо ли было идти таежным путем на Иону, на новое железо, нужно ли проверить партию в Ловозере, на самолете слетать в Сейтъявр, — всюду первым был Пронченко, не успевавший даже записывать свои наблюдения, всегда простой, искренний товарищ, новый человек новой страны».

Трагедия, произошедшая 5 декабря 1935 года, стала отправной точкой для создания в Кировске специальной Снежной службы, задачей которой было изучение лавин и предупреждение об опасности. Первым начальником этой новой структуры назначили деятельного 35-летнего парторга Пронченко. Каждый день вместе с товарищами он выходил на опасные склоны, с нуля начиная изучать свойства снежного покрова. 25 декабря, услышав вдали шум надвигающейся лавины, Григорий Степанович успел предупредить об угрозе коллег. Спаслись все, кроме него самого.

2 января 1936 года вышло постановление президиума Кукисвумчоррского поселкового Совета «Об увековечивании памяти погибшего инженера тов. Пронченко Г.С.». Имя геолога-первопроходца было присвоено одной из улиц Кировска и цирку на горе Юкспорр.