В. И. Кондриков | Русский самородок
Василий Иванович Кондриков стоял у истоков хибинской промышленности, руководил стремительно развивающимся предприятием, такой же стремительной была и жизнь молодого руководителя.
Родился Василий Иванович в семье кочегара в деревне Сухиничи Смоленской губернии. Трёх лет от роду остался без матери. Имея семилетнее образование, Кондриков хотел бы дальше учиться, но было некогда. Шестнадцатилетним юношей Василий Кондриков пошёл работать монтёром телефонной станции в тульском телеграфе, а в 18 сражался на фронтах гражданской войны, пройдя путь от простого красноармейца до комиссара Башкирской кавалерийской дивизии. После войны заведовал губернским отделением связи и взобрался по карьерной лестнице до должности управляющего Ленинградским областным коммунальным банком. В этот период жизни судьба свела его по партийной работе с Кировым – главой Ленинградской области. Киров и направил в 1929 году 29-летнего руководителя в Хибины возглавлять ещё только формирующийся трест «Апатит».
С супругой Инной Лазаревной. В прошлом профессиональной балериной. Инна Лазаревна уехала в Хибины следом за мужем, где окончила горный техникум и работала на обогатительной фабрике.
Талантливый управленец, выдающийся организатор, сегодня таких называют «эффективный менеджер», но Кондриков ничего не знал о горной промышленности и постигал азы с помощью Александра Евгеньевича Ферсмана и его учеников. Ферсман помогал Кондрикову в деле освоения Хибин, называл его «русским самородком». Но времени на обучение не было и приходилось изучать горное и обогатительное дело на производстве. «Хибины заставляют учиться всегда и всему» – говорил Василий Иванович.
Размах и темпы хибинской стройки прославили Кольский край на всю страну и за её пределами. Как писал сам Кондриков: «Хибинский комплекс из проблемы вырос в фактор большого народо-хозяйственного значения, завоевав себе мировое имя».
С именем этого энергичного и целеустремлённого человека связана не только хибинская стройка, но и комбинаты «Североникель», Кандалакшский северо-химический, Нивская ГЭС-2. Стоял он и у истоков развития кольской авиации: именно по просьбе Василия Ивановича «Апатиту» Киров выделил первые три гидросамолёта.
Между промышленными объектами Кондриков курсировал по полуострову в вагоне-салоне, который цепляли то к товарняку, то к маневровому паровозу. На станциях в вагоне кипела жизнь – строители приходили с чертежами, проектами, документами, просьбами и вопросами. Недаром Киров называл его наместником Кольского полуострова.
Василий Кондриков был награждён орденом Ленина за успехи в создании отечественной апатитовой промышленности. Но, несмотря на очевидные заслуги, его обвинили во «вредительстве, непочтительном отношении к партийному аппарату и связи с иностранной разведкой». В марте 1937 года по возвращении из ленинградской командировки Кондрикова арестовали, после чего суд признал его врагом народа и приговорил к высшей мере наказания.
Супруга управляющего треста «Апатит» Инна Лазаревна Тартаковская была арестована после смерти мужа. Ей было предъявлено обвинение как жене врага народа. Далее последовали долгие годы лагерей.
Портрет Тартаковской на нарах
Василия Ивановича реабилитировали посмертно в 1955 году, все обвинения сняли. Его имя теперь носят улицы в Кировске и Мончегорске. Также получил название в честь Кондрикова редкий минерал, найденный на горе Кукисвумчорр – кондриковит.
В августе 2004 г в кировском сквере у здания управления АО «Апатит» установили памятник первому директору Кондрикову. На открытие приезжала Людмила Дмитриевна Ананьева – внучка Василия Ивановича с сыном. Сейчас памятник Кондрикову перемещён на улицу с одноимённым названием.
По материалам газет «Хибинский вестник», «Кировский рабочий», «Полярная правда», книги «Апатит из века в век».
Специалист по ЭВД Анна Борисова.