Колыбель Хибинского туризма
Ведущим направлением краеведческой работы в Хибинах в начале 1930-х гг. стал пролетарский туризм.
______________________________
«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать, чтобы лучше знать – будьте туристами!»
Таким был один из основных лозунгов пролетарского туризма.
______________________________
N.B. В 1930-е гг. не было четкого деления путешествующих на туристов и экскурсантов.
Первые туристы появились в Хибинских горах летом 1924 г., когда группа старшеклассников 168-й школы Ленинграда под руководством проф. Боча и ассистента Лесного института по кафедре геологии В.Ф. Землякова прошла по маршруту ст. Имандра – Маннепахк – Путеличорр – долина р. Кунийок.
С созданием в 1930 г. Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) во многих уголках Советского союза начали складываться туристические ячейки. Не стали исключением и Хибины.
10 апреля 1932 г. в присутствии делегатов I Полярной конференции и представителей общественных и партийных организаций Хибиногорска состоялось торжественное открытие базы ОПТЭ, которая в дальнейшем была преобразована в Дом туриста. Находилась она на берегу р. Вудъяврйок недалеко от оз. Большой Вудъявр, в 6 км от г. Хибиногорска.
______________________________
«База должна предоставить трудящимся отдых активный и полезный, но это только часть работы. На карте есть белые пятна, туристы должны помочь, вместе с разведывательными организациями, заполнить эти пустоты, должны стать активными участниками разведки недр».
Прокурор города Хибиногорска Н.И. Захаров
______________________________
На базе имелось по одним данным 125, по другим 140 мест. При выходе в горы туристу выдавали карты и продуктовый паек. Один день пребывания здесь стоил 20 руб.
В Доме туриста был свой распорядок дня:
8:00-9:00 – подъём, туалет;
9:00-10:00 – завтрак;
10:00-16:00 – экскурсии на объекты;
16:00-17:00 – обед;
С 17:00 – туристические вылазки;
21:00-22:00 – ужин и культурные мероприятия;
С 23:00/24:00 – сон.
База занималась организацией экскурсий на предприятия города и по Советскому Союзу, приемом иногородних туристов, участвовала в подготовке соревнований, проходивших на территории Хибиногорска. База ОПТЭ являлась одновременно и базой шестого дня отдыха рабочих и служащих Хибиногорска.
Каждый из них на базе мог получить чистые комнаты и чистые постели, ужин, отдых и развлечения. Для отдыхающих проводились экскурсии на «Тиетту» (горную станцию Академии наук).
База ОПТЭ в 1930-е гг. служила не только для отдыха хибиногорцев и туристов, приезжающих в город, но и была местом проведения спортивных соревнований. Возможность создания в Кировске Всесоюзного центра горнолыжного спорта и зимнего высокогорного туризма еще более увеличивало значение ОПТЭ и приковывало внимание туристов к краю.
Отрывок из книги «Большевики победили тундру», 1932 г.:
«Хибины имеют собственную превосходную базу ОПТЭ. База расположена на Кукисвумчоррской морене, в 6 км от Хибиногорска, недалеко от озера Большой Вудъявр. Дом базы расположен в лесу в очень живописном месте на берегу реки Вудъяврйок. К организации базы ОПТЭ и всей туристской работы много энергии и старания приложил тов. Захаров (городской прокурор), который, несмотря на крайнюю перегруженность, сумел в короткий срок поставить туристскую работу в Хибинах на большую высоту. Хибинская база ОПТЭ завоевала у всех туристов вполне заслуженный авторитет, благодаря хорошо развернутой экскурсионной работе, чистоте, здоровому питанию, а также благодаря вежливому и заботливому отношению обслуживающего персонала к туристам. Об этом лучше всего говорят отзывы самих туристов из различных городов Советского Союза. В течение лета 1932 г. база пропустила около 3000 человек. Эта цифра явно недостаточна. В Хибины следует привлечь гораздо больше туристов – рабочих, студентов и научных работников. Те, кто хоть раз побывал в Хибинах, станут лучшими агитаторами за север и за овладение его богатствами».
На базе организовали небольшой музей, здесь имелись карты и литература о Хибинах, в том числе «Путеводитель по Хибинским тундрам», изданный Академией наук в 1931 г. В этой книге были помещены материалы, описывающие растительный и животный мир, климат Хибин, а также давались сведения по геологии, геохимии и минералогии Хибинского района.
Экскурсионно-туристическая деятельность ОПТЭ тесно сочеталась с широкой пропагандой достижений научной мысли Заполярья. Научные сотрудники Кольской базы неоднократно выступали перед трудящимися района с докладами по краеведческой тематике. В 1934 г. ими проведено 17 докладов и бесед. За 3 года существования Ботанического сада его учеными прочитано свыше 20 лекций в рабочих клубах и на базе ОПТЭ.
В 1935 г. была поставлена задача сделать туристический отдых в Хибинах массовым. С этой целью при ОПТЭ организовали палаточный городок на 60 человек. Именно отсюда начинались многочисленные экскурсии и путешествия с участием рабочих рудника и обогатительной фабрики по родному краю и в соседние регионы.
Хибиногорской базой ОПТЭ проводилась большая работа по организации зимнего туризма. В 1938 г. при базе была организована зимняя лыжная станция с количеством лыж 90 пар. Станция обслуживала и приезжающих, и местных туристов. С начинающими лыжниками проводились уроки по ходьбе на лыжах. Были разработаны специальные лыжные маршруты по окрестностям Хибиногорска: ущелью Рамзая, долине Кукисвум, ущелью Гакмана, Пирротиновому ущелью и трехдневный поход к Умбозеру. Кроме того, при базе были организованы зимние аттракционы: саночная карусель, ледяная гора, финские сани.
Деятельность базы была прервана в годы ВОВ.
После войны туристическую базу отстроили заново на территории городского парка отдыха. А там, где была база ОПТЭ, возвели здания профилактория «Уют» (ныне «Тирвас»).
Источники:
1. Большевики победили тундру: Иллюстрированный научно-популярный и литературно-художественный сборник посвященный Хибинам / Под ред. Г. Гебера, М. Майзеля, В. Седлиса; Суп.-обл. и переплет: М. Кирнарский. – Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде, [1932] (тип. им. Евг. Соколовой). – С. 67-68.
2. Дюжилов С.А. У истоков краеведческого движения в Хибинах / С.А. Дюжилов // Труды ферсмановской научной сессии ГИ КНЦ РАН. – 2012. – вып.9. – С.64-68