Заглянуть в 1930-е гг.: как велась транспортировка руды

18 Июля 2022

Откатка и транспортировка руды на старейшем в Хибинах Апатитовом (Кировском) руднике была одной из главнейших проблем в 1930-е годы. На момент создания треста «Апатит» в ноябре 1929 г. к строящемуся руднику только-только была проведена автогужевая дорога. Железнодорожная ветка была запущена в августе 1930 г.

В первые годы работы рудника доставка руды была построена следующим образом.

После взрывных работ разборщики руды «плинтовали» большие глыбы кувалдой.


Плинтовка и уборка руды в вагонетки Коппеля.

Затем руду вручную грузили в полуторатонные вагонетки Коппеля.


Уборка руды в вагонетки, 1930-1934 г.


Общий вид на первый горный участок 1931-1933 г.

По специальным узкоколейкам вагонетки вручную катили к краям уступов.

Но требовалось еще доставить руду с уступов склона горы к подножью или к скату, т.е. осуществить откатку руды. В этом и заключалась главная сложность.

Откатка и спуск руды


Ручная откатка в тележках


Откатка вагонеток Коппеля вручную, 1934 г.


Откатка руды с уступа

Позже на уступах стали применяться мотовозы и более вместительные вагонетки «Гремби»:


Откатка руды мотовозом, 1937 г.

Надежды на возможность доставки руды “самокатом” к подножью не оправдались, несмотря на эксперименты с углом скатов и конструкцией. Скаты, пригодные для спуска железной руды или угля, совершенно не подходили для апатитовой руды из-за различной крупности кусков. К тому же, чтобы спустить руду к одним непрерывным потоком нужны были бы скаты длиной примерно 500 м. на ломаном рельефе. Богатая, рассыпчатая руда при этом сильно истиралась и дробилась, а более прочная бедная руда разбивала скаты.

Поэтому уже в первый год работы рудника спуск добытой руды с уступов осуществлялся с помощью промежуточных и капитальных скатов к главному откаточному пути, а с него руду уже откатывали к концевому бремсбергу. Промежуточные скаты располагались в уступах, где шла добыча. Капитальные скаты принимали руду с промежуточных и доставляли её до главного откаточного пути на 446 горизонтали.

Скаты обшивались броневым железом толщиной от 15 до 25 мм. по дну и толщиной 5-8 мм. по бокам. Несмотря на это, скаты зачастую выходили из строя, не выдержав даже рабочей шестидневки с момента капитального ремонта.


Скаты, июль 1932 г.

Пропускная способность скатов достигала максимально 750-800 т. в сутки.


Свалка руды в воронку ската.

По мере развития рудника требовалось внедрение более мощных спусковых сооружений

Бремсберги

Бремсберги – открытые или крытые наклонные рельсовые пути для подъема и спуска грузов по склонам. Поднимающаяся и менее груженая вагонетка двигается за счет тяжести более груженой спускающейся вагонетки.

На Апатитовом руднике в разное время работали 2 обыкновенных (прямых) бремсберга, которые называли “Лопарскими”, диагональный бремсберг, два скиповых бремсберга и концевой. Вот так они выглядели внутри и снаружи:


Концевой бремсберг №3 внутри, спуск вагонетки


Компенсатор диагонального бремсберга внутри, вид снизу. 1932 г.

Диагональный бремсберг заработал с начала 1933 г. и мог пропускать в сутки 3000 т. руды при спуске одновременно трех полуторатонных вагонеток. Длина его была 213 м., а угол наклона менялся от 16 до 17 градусов. Для более спокойного движения вагонеток, а также для подъема людей и грузов диагональный бремсберг оборудовали подъёмной электролебедкой.
В надбремсбергном здании происходила кольцевая разрузка и нагрузка клетей.
На случай обрыва каната клети оборудовали парашютами системы инженера Владимирова.


Вид на бремсберг сбоку


Общий вид на рудник

Главный откаточный путь.

С откаточного пути принимались все грузы с верхних горизонтов. Руде нужно было преодолеть 780 метров по горизонтали, чтобы попасть на Лопарский склон и по концевому бремсбергу спуститься на станцию “Нефелин” для погрузки в вагоны с эстакады конными упряжками.

Производительность конной откатки была низкой: одна лошадь могла везти не более 2-х вагонеток.
Кроме того, лошади сильно портили пути, разбивая водоспускные канавки и досчатый настил эстакады.

В 1932 г. мех.мастерская создала первый мотовоз «Первенец», который перевозил больше вагонеток, чем могла потянуть лошадь. В дальнейшем закупили мотовозы Одесского завода и мотовозы фирмы “Оренштейн-Коппель”. Они могли перевозить уже от 8 до 12 полуторатонных вагонеток. Но когда мотовозы полностью заменили конную откатку, производительность всё же снизилась из-за их нехватки и низкой маневренности.


В том же 1932 г. уже был построен гараж для мотовозов

Более производительными оказались автотягачи, пришедшие на помощь мотовозам. Трест “Апатит” стал первым горнорудным предприятием, применившим их на откатке.
Автотягачи были поворотливее, быстрее мотовозов и не нуждались в рельсовых переходах. С конца 1933 г. тягачи полностью вытеснили с эстакады конную тягу, а впоследствии и мотовозную. Возили они по 6 и более полуторатонных вагонеток.


Откатка руды автотягачами по главном откаточному горизонту. 1931-1936 гг.


Откатка руды автотягачом от концевого бремсберга к эстакаде

В зимнее время резиновые шины автотягачей скользили по эстакаде, что отражалось на производительности. Решение нашли в укрытии эстакады от снега.
Для использования автотягачей пришлось также переоборудовать эстакады, добавив предохранительные брусья по краям, т.к. было 2 случая падения автотягача.


Момент погрузки экскаватором руды в вагоны-думпкары на станции “Нефелин”

С 7-метровой эстакады руду грузили непосредственно в вагоны-думпкары. По эстакадой формировались “запасы”, которые грузили в вагоны лопатами или экскаваторами.

Доставка руды от станции “Нефелин” к разъезду “Белый (ст.Апатиты)

С ранней весны 1930 г. добытую руду начали перевозить к разъезду “Белый” (ст.Апатиты) с помощью оленьих упряжек, которые могли преодолеть неподготовленный заснеженный путь. Доставка руды оленями была неэффективной – упряжка перевозила не больше 1.5 центнера руды, а перевозка была дорогой. Всего на перевозке апатита трудилось 200-250 упряжек.

Был создан конно-транспортный цех, в котором работало более 700 лошадей.


Перевозка руды лошадиными упряжками

Когда проложили грунтовую дорогу от подножья рудника, появилась возможность вывозить руду тракторами и тракторными санями.

В августе 1930 г. было открыто постоянное движение по железнодорожной ветке.


Перевозка апатит-нефелиновой руды от рудника к фабрике

Таким образом, всего за первые несколько лет рудник перешёл от ручного труда к высокой степени механизации. Ручная откатка сменилась моторизированной, ручное бурение – пневматическим, появились экскаваторы, которые заменяли труд 15-20 человек в смену. Постепенно комплексная механизация вывела рудник на высокую производительность труда.