Работы Ф. И. Петрова как пример индустриального пейзажа
В 1948 году коллекция музея пополнилась двумя художественными произведениями – картинами «Восстановление обогатительной фабрики» и «Изготовление боеприпасов в штольне» авторства Ф. И. Петрова. К сожалению, на данный момент музей не располагает какими-либо архивными документами об этих работах. Более поздние описи экспонатов музея позволяют достоверно говорить о том, что картины были заказаны директором музея Б. А. Линденером объединению Ленизо, и это был, возможно, первый послевоенный факт обращения музея к объединению, положившего начало многолетнему сотрудничеству.
Товарищество художников Ленизо существовало в Ленинграде с 1929 по 1954 год, после образования в 1932 году единого Ленинградского Союза советских художников представляло собой многопрофильное производственное подразделение союза. Основная задача Ленизо – осуществление взаимодействия между организациями-заказчиками художественно-оформительских работ и художественной продукции и художниками разных специальностей: оформителями, живописцами, скульпторами, графиками, мастерами декоративно-прикладного искусства. В 1930-е годы, а также в первое послевоенное десятилетие, Ленизо обеспечивало работой не только «несоюзных» художников, но и большую часть художников — членов творческого Союза. [1]
Именно к этому времени относится первый послевоенный официальный заказ музея на создание живописных произведений для своей коллекции.
Об авторе работ, к сожалению, ничего не известно. На аннотационном значке, располагающемся на раме картины, значится «худ. Ф. Петров», оборотная сторона обоих холстов имеет надпись «Ф. И. Петров».
Сюжеты обеих картин, выполненных для музея, посвящены реалиям военной жизни комбината.
Великая Отечественная война началась для Хибинского Заполярья в конце июня 1941 года, когда на Кировск были сброшены первые бомбы. Вскоре после начала войны комбинат был эвакуирован, но часть производства осталась на местах и была переориентирована на нужды фронта. В 1941 году из Кировска и района было эвакуировано 18288 человек из 22,5 тысячи населения. В начале 1942 года на комбинате осталось 1087 человек, а к концу года число работающих сократилось еще вдвое… [2]
Несмотря на активные бомбардировки города немецкой авиацией, в результате которых был разрушен главный корпус обогатительной фабрики и другие строения, комбинат «Апатит» нашёл силы и технические средства, чтобы помочь фронту военной продукцией. На опытном химическом заводе (более известен как «фосфорный завод») летом 1941 года был налажен выпуск самовоспламеняющейся жидкости на основе фосфора, а также начинки для зажигательных авиационных бомб. Началось производство зажигательной смеси «КС» для использования в зимних условиях. Более того, выпуском военной продукции занимались в годы войны и механические мастерские предприятия, которые вели свою деятельность в штольнях Кировского рудника, служивших природными бомбоубежищами. Мастерские изготавливали тару для изделий фосфорного завода, штыковые лопаты, ломы, кувалды, гранаты, мины, авиационные приборы, ремонтировали цистерны под горючие материалы. [3]
Именно этот исторический факт стал сюжетом картины «Изготовление боеприпасов в штольне рудника». Можно предположить, что сюжеты картин были предложены исполнителю музеем (в лице Линденера или же других сотрудников), возможно, к ним прилагалось подробное описание условий происходящего, ориентируясь на которое художник выполнял работу.
Картина представляет собой изображение штольни кировского рудника, в которой идет работа тружеников военного тыла. Наряду с людьми, штольня – полноправный герой произведения. Размеры ее преувеличены (это, скорее, промышленный цех) – художник представляет штольню как обширную пещеру со сводчатым потолком, уходящую далеко вглубь. Возможно, это первое живописное изображение Хибинских гор «изнутри» (в 1936-37 гг. штольни кировского рудника уже изображал Петр Новиков, однако эти работы были выполнены в графических техниках).
Перед художником стояла непростая задача изображения действия в замкнутом пространстве, лишенного источника света. Света ламп, которые автор разместил по «потолку» штольни, было бы недостаточно. Автор строит композицию горизонтально, размещая ее действующих лиц слева от основного, естественного источника света – входа в штольню. Кулисный принцип построения композиции, используемый автором, вызывает ассоциацию с театральной постановкой – картина производит впечатление сцены, на которой происходит действие. Вместе с тем, само по себе это действие лишено какой-либо театральности – в нем отсутствует преувеличенная динамика жеста и цвета, так же, как и связь со зрителем. Это обусловлено тем, как показан характер действия людей, а также их размерами. Фигуры персонажей полотна, в силу своего размера, носят стаффажный характер, и тем самым художник создает между действующими лицами картины и зрителем некоторую дистанцию. В композиции нет главного героя (отчасти эту, объединяющую всех персонажей картины роль, берет на себя сама штольня) – автор дает нам «общий план», не зацикливаясь на какой-либо отдельной личности. Среди десяти видимых зрителю персонажей наиболее выделяются две центральные фигуры женщин, в силу более яркой, в сравнении с остальными, динамики их движения и небольшого цветового акцента – голубого платка на голове одной из них. В целом такой подход к изображению человека подчеркивает общую идею произведения – важность человеческого труда в дни войны во имя общей победы, когда важна не столько личность, сколько рабочие руки и сам факт работы, часто сравнимой с военным подвигом.
Ф. Петров. Изготовление боеприпасов в штольне
Вторая работа художника – «Восстановление обогатительной фабрики» – также повествует об исторических событиях комбината военного времени.
Обогатительная фабрика – неотъемлемая часть истории треста «Апатит». Ее проект был выполнен институтом Механобр, принимавшим самое деятельное участие в становлении треста. Начиная с 1928 г. учеными института проводились обширные исследования по обогащению руды, и к 1930 г. разработанная схема обогащения легла в основу проекта сооружения обогатительной фабрики (АНОФ-1).
Ф. Петров. Восстановление обогатительной фабрики
Место для строительства фабрики выбирала специальная комиссия. Среди множества различных районов и площадок для будущей фабрики было определено место на берегу озера Большой Вудъявр – из-за близости воды, отсутствия лавинной опасности и лучшей возможности сброса отходов. 12 июня 1930 г. место строительства было утверждено государственной комиссией.
К сентябрю 1931 г., через 13 месяцев после начала стройки, сооружение первой очереди обогатительной фабрики было закончено, а 8 сентября 1931 г. она начала работу. В Хибиногорске в этот день состоялся многолюдный митинг. Рабочий класс и трудовая интеллигенция совершили настоящий подвиг. Хибины получили мировую известность.
Обогатительная фабрика сразу стала гордостью Хибиногорска. Она перерабатывала за сутки тысячу тонн руды – почти два тогдашних железнодорожных состава. Поражала она и технической насыщенностью. Всякий, кто попадал на фабрику, видел огромные цеха, массу вращающихся механизмов, движущиеся транспортеры. Производство имело четкую, продуманную технологию.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны фабрика была остановлена. В результате бомбардировки фашистскими самолетами 28 июня 1941 г. на АНОФ-1 были разрушены нефелиновый цех, механическая мастерская, здание НИСа и химлаборатория, дробильный корпус, мельничный зал, склад концентрата, вентиляционное и энергетическое хозяйство.
В августе 1941 г. основное оборудование демонтировали и вывезли в южные районы страны.
Восстановление предприятия началось еще во время войны, летом 1943 года, в апреле 1944 г. была пущена в эксплуатацию первая секция АНОФ-1. Фабрика выработала первый «мирный» концентрат. [4]
Событиям, столь важным в истории как промышленного производства, так и всей жизни тогдашнего Кировска, посвящена картина Ф. Петрова. Это произведение – первый пример индустриального хибинского пейзажа, выполненного в технике масляной живописи. Впоследствии именно индустриальный пейзаж ожидаемо станет одним из ведущих направлений в искусстве Хибин.
Первые мотивы, связанные с жанром индустриального пейзажа, в отечественном искусстве начали появляться в первой трети XX в., когда в Советской России набирала обороты эпоха индустриализации. Социально-политическая ситуация в стране позволила этому жанру распространиться и найти свое место в изобразительном искусстве. Но особенное значение индустриальный пейзаж приобрел в послевоенное время, когда восстановление сил страны было делом каждого советского человека. Искусство того периода, впрочем, как и всегда в истории, явилось отражением происходивших изменений в стране, обществе, жизни каждого человека. Этот новый виток пейзажных мотивов дал возможность советским художникам выразить свои мысли, чувства, но уже в исполнении нового реалистичного направления.5
У индустриального пейзажа свои задачи, о них высказался много работавший в этом направлении живописец С.Х. Юнтунен: «Это очень важно – показать завод многосторонне, с различных точек зрения. Мы ведь представляем себе красоту русской природы не только по собственным наблюдениям, но и через полотна русских живописцев. Они уловили для нас все ее особенности и нюансы. Такую же работу должны проделать современные художники по отношению к тому новому, что вошло в наше бытие, в частности – к индустрии». [6]
В своем развитии отечественный индустриальный пейзаж принимал различные формы, вплоть до фантазийных и футуристических, однако основным его «флагом» является, конечно, реализм, воплощавший основную цель жанра – повествование о новой роли советского человека на новой, ему вверенной земле. Работа Ф. Петрова – продолжатель этих традиций. Так же, как и в картине «Изготовление боеприпасов», автор лишает картину главного героя – композиционным и смысловым центром картины является вагонетка, с которой несколько человек снимают привезенную для фабрики деталь. Художник снова подчеркивает важность, необходимость коллективного труда. В картине соединены человек, техника и природа – как символ нового мира, когда-то построенного, созданного, а ныне восстанавливаемого человеком.
Оба произведения можно рассматривать как две части единого целого, своеобразный диптих, основной смысловой пафос которого – стойкость советского народа, жизнеутверждающий гимн новой, послевоенной жизни. Посыл оказался пророческим – уже к 1950 году разрушенное войной предприятие вернулось к прежним объёмам промышленной добычи. Работы Ф. Петрова – воплощенная художественная память о тихом подвиге людей, оставшихся во время войны на хибинской земле, работавших ради победы, а затем – ради достойной мирной жизни.
Автор текста: Ксения Колобова, искусствовед.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE
2. Зоя Кабыш. Не пшеничным полям – фронтовым// Мурманский вестник, 07 мая, 2020 https://www.mvestnik.ru/army/ne-pshenichnym-polyam-frontovym/
3. https://mvc-apatit.ru/news/142
4. https://nick-k56.livejournal.com/38814.html
5. Анна Хаттон. https://sovjiv.ru/news/818/
6. Наталья Сурина. Индустриальный пейзаж в творчестве ижевского художника Павла Тяжельникова https://proza.ru/2021/03/20/866