Почтовая карточка 1937 года | В. Ю. Бранд
Уникальный документ хранится в архивах МВЦ «Апатит» – почтовая карточка, выброшенная из окна товарного поезда первым главным инженером АНОФ- I Валентином Брандом. В товарном поезде арестованный по ложному обвинению во «вредительстве» В. Ю. Бранд следовал в Ленинград. Выброшенная открытка была кем-то найдена и отправлена в Ленинград первой жене – Елене Сергеевне Бранд.
*«Дорогой Ленчи!
Я абсолютно здоров. Чувствую себя хорошо. Еду в Ленинград. Надеюсь, что скоро всё выяснится, и я буду дома. Ради всего береги себя, будь разумной. Абсолютного ничего не предпринимай. Числа 25-го постарайся узнать, где я. Кажется, еду прямым вагоном. Крепко целую. Будь умница». 21.05.1937*
Трудно представить, что чувствовал человек, которого везли в 1937 в спецотдел УНКВД. Из способов связи с миром в его распоряжении были лишь несколько строк на почтовой карточке, для которых нужно подобрать такие слова, чтобы попытаться успокоить, обезопасить супругу, да и самому в отчаяние не впасть. А надежда на то, что его карточку удастся выбросить на станции, что её заметят и отправят по адресу – слабое утешение.
В. Ю. Бранд
Валентин Юльевич Бранд был личностью неординарной. Выпускник горного института, назначенный главным инженером первой строящейся апатит-нефелиновой обогатительной фабрики, попал на эту должность после специальной заграничной командировки, в которой изучал принципы работы разных обогатительных фабрик мира. После строительства второй очереди фабрики В. Ю. Бранд снова ездил за границу. Первый раз – для производства испытаний разработанного оборудования в Германии и консультации по выполненным проектам, а второй раз – в США.
Строительство АНОФ-I
Именно эти командировки стали решающими в его судьбе. Причиной направления В. Ю. Бранда в командировку стал патентный спор между Советским Союзом и США. Бранду пришлось лично выступать в Верховном суде США перед Тарифной комиссией, защищая интересы страны. Дипломатические отношения между США и СССР тогда еще не были установлены и по сути на суде произошло прямое столкновения интересов двух сверхдержав.
В чём же была суть этого сенсационного дела? Дело в том, что американская фирма, производившая удобрения, подала в суд на Советский Союз якобы за использование патентов США в производстве апатитового концентрата. Вероятно, обвинение это было выдвинуто не столько против СССР, сколько против конкурирующей компании, которая закупила гораздо более дешевый советский концентрат. Изготовленный из апатитового концентрата суперфосфат стоил гораздо дешевле чем тот, который производила фирма-истец.
Обвинения были в следующем:
- Ответчик применяет неблаговидные методы конкуренции, т.к. апатитовый концентрат из СССР получен с использованием принудительного труда;
- Ответчик нарушает патентное право, поскольку метод обогащения апатитовой руды запатентован в США.
Среди свидетелей был мистер Качмер, который поработал два года в Хибиногорске инженером и начальником цеха и который твердил об ужасных условиях принудительного труда. Однако на суде выяснилось, что сам мистер Качмер лично выплачивал заработную плату всем рабочим и обвинение было отклонено.
По поводу второго обвинения на суде было выяснено, что старый американский патент на флотацию действует только на получение концентрата лабораторным путём, а не в условиях производственного процесса. Более того, для флотации апатитовой руды в СССР в качестве реагента стали применять не олеиновую кислоту, а торфяную смолу.
Выступление 30-летнего В. Ю. Бранда на прекрасном английском языке помогло не только выиграть суд, но и оставило неизгладимое впечатление у участников процесса. Бранду адресовали восторженные письма, в которых выражали свое почтение и восхищение тем «что ни один человек не смог бы сделать более ясного и прямого заявления с плеча».
«Я не колеблясь, могу сказать, что если бы не Ваше присутствие, для нас было бы весьма трудно опровергнуть утверждения, содержащиеся в жалобе, согласно которым патенты США используются в Советском Союзе».
Адвокат Джозеф Майкл.
В 1936 г. В. Ю. Бранд был награждён «Орденом почёта», а уже в 1937 арестован по клеветническому обвинению во вредительстве вместе с Георгием Гебером и многими другими.
Бранду повезло. В 1939 году его выпустили в связи с отсутствием состава преступления, хоть и продержав два года под арестом и серьезно подорвав здоровье. Из документов ясно, что все «улики» были получены в результате применения «незаконных мер воздействия» во время предварительного следствия. В дальнейшем от этих показаний обвиняемые отказались.
После освобождения Бранд продолжал работать на институт Механобр, но уже в Ленинграде. Когда ему исполнилось 59 лет у него родился первый сын от второго брака. Умер В. Ю. Бранд в возрасте 62 лет.
В 1995 г. был реабилитирован.
По материалам автобиографии В. Ю. Бранда, документов из архива Музейно-выставочного центра, журнала «Обогащение руд» (2002 г., №2).