Тихий подвиг наставников | история школы № 1, 1930-1940-е гг.

12 Января 2023


Строительство Кировска. 1930-е гг. Из архива МВЦ «Апатит»

История образования в Хибинах начинается на рубеже 1920-30-х годов XX века. В 1929 году здесь началась промышленная добыча руды, тогда же, осенью 1929-го, на апатитовых разработках появились первые ученики и учителя. Первая школа (из трех, вторая была на 25-м км, третья – на 13-м) располагалась тогда на 19-м километре, в конце Вудъявррского переулка. Для нее построили два барака по пять классов в каждом. Первое время приходилось работать в три смены. Особенно сложно было с оборудованием и освещением – ТЭЦ только строилась, город был в полной темноте, все строительство велось с керосиновыми лампами и достать их для школы было практически невозможно…


Первый директор школы Надежда Королёва. Иллюстрация из книги «Здесь 10 классов пройдено…»

1 сентября 1930 года школа открыла двери для учеников начальных классов. Вот какие воспоминания о том времени оставила первый директор школы № 1 Надежда Александровна Королева: «Много было детей, которых надо было учить… Учителей в то время было мало. Они только начинали прибывать из Ленинграда, Иваново и других городов по направлению. Специальных помещений и оборудования не было…

Прежде всего переписали всех детей, узнали, где и в каких классах они учились, и распределили их в соответствующие классы. Всего детей оказалось 400 человек. В основном заполнились начальные классы, и несколько учеников записались в 5-е и 6-е классы. Документов почти ни у кого не было, верили словам родителей…


Первый пионерский отряд школы, 1932 год. Фото из архива МВЦ «Апатит»

В марте-апреле 1931 года в школу привезли парты, из Ленинграда стали поступать учебные пособия, тетради, книги. Настроение у всех улучшилось, Успеваемость стала повышаться.

…Жизнь была тяжелая, так как плохо было с питанием и жилищными условиями. Учителя почти каждый выходной день выходили на воскресники по расчистке участков под строительство. Город быстро рос, а людей не хватало.»


1933-1934 учебный год. Из архива Н. Корольковой

– Мама моя 1923 года рождения, она пришла учиться в первую школу, еще в деревянную, в 1930 году, а в 1940 ее окончила. Звали ее Женя Каретина, – рассказывает кировчанка Наталья Королькова. – Семьи тогда были совсем бедные, учителя – из бывших, и мама так о них обо всех рассказывала! Говорила, что это были очень добрые, интеллигентные люди, да и класс был дружный, во время войны и после нее часто встречались одноклассники.


1935 год, 6-й класс. Из архива Н. Корольковой

После окончания кировской школы, в 1940-м году, мама поступила в Ленинградский университет на биологический факультет. Год отучились – началась война. Пережила часть блокады, потом их, девочек-студенток, выводили по Дороге жизни, по Ладоге. Мама рассказывала, что страшно было невероятно: и впереди грузовик уходил под воду, и позади…
Потом она попала в Пензенскую область, к своей маме. Устроилась на работу, заново поступила учиться, теперь уже в педучилище. Работала учительницей в деревне, а затем один из одноклассников сделал сюда, на Север, вызов. Она работала вначале директором школы на 23-м километре, а потом перешла в первую школу, учителем начальных классов. Звали ее Евгения Григорьевна Полякова…

А тогда, в начале 1930-х, очень быстро стало понятно, что детей становится все больше и школа им требуется большая, просторная, удобная. Такую решено было возводить в самом центре Хибиногорска: там, где ранее рос густой высокий лес, стройконтора треста «Апатит» начала строительство здания по проекту архитектора К. И. Гурьева. В это время учителя приводили детей на «знакомство» с ней, ученики с нетерпением ждали открытия. Она была красивой: «Всё здание от хибинитобетонных фундаментов до фигурных карнизов фасада, от мозаичных плиток пола в вестибюле до никелированных шпингалетов – всё сделано высококачественно, красиво, со вкусом». («Кировский рабочий», 1935 год)



Строительство первой средней школы, 1932 г. Фотографии из фондов Государственного архива Мурманской области в г. Кировск


Первые ученики – еще без формы. Из архива Н. Корольковой

1 сентября 1932 года первая каменная школа в Хибиногорске на улице Индустриальной открыла для учеников свои двери. В здании располагались мастерские, был спортивный зал и столовая. Интересно, что при входе стоял важный швейцар и пропускал только после предъявления ученического билета (из воспоминаний учительницы Софьи Захаровны Неустроевой).

________________________________

Вот какое объявление (орфография оригинальная) было размещено рядом со школой летом 1932 года:
«Средняя школа объявляет осенний прием учащихся в подготовительный, 1,2,3,4,5,6,7,8 и 9 класс.
В начальную школу записываются дети, проживающие в Кооперативном поселке на 19 километре, в районе новой больницы. В 5, 6,7 классы – проживающие в районе 20 километра от Болотной улицы (правая сторона) по ручью к озеру Вудъявр по направлению к городу, город и поселок 18 километра. Кроме того, из поселков Юкспориок, Титан, Монче-тундра, базы ОПТЭ горной Академии наук, Ловчорритового и Молибденового рудников (при школе есть интернат).
В 8, 9 классы записываются учащиеся всего города, окончившие 7-е классы. В приготовительный класс принимаются преимущественно дети ударников и членов профсоюза.
Иметь на руках справку о рождении, справку о социальном положении родителей, справку об общем заработке семьи, справку об образовании, если поступающий обучался ранее, квитанцию о взносе аванса на учебники.
30 августа состоится городской парад пионеров и школьников. Сбор в школе к 10 час. Утра. Явка обязательна».

________________________________


Школа, объявление на щите. Иллюстрация из книги «Здесь 10 классов пройдено…»

Молодые учителя, недавние выпускники педтехникумов и вузов, направленные в Хибиногорск по комсомольским путевкам, с огромным энтузиазмом принялись за работу: 25 учителей обучали в этой школе 1932 году более 800 детей! К 1933 году в школу поступили новые учебники, и ребята уже не делили одну книгу на пятерых-шестерых – каждый ученик имел свою собственную. Всего же за 1931-32 годы В Хибиногорске появилось семь школ с числом учеников 2628 человек.


1938-1939 учебные годы. Из архива Н. Корольковой


От учащихся 5 “А” класса школы № 1 – пионервожатой Жене. Из архива Н. Корольковой


Июнь 1939 г., 9 класс. Справа внизу – будущий учитель первой школы Ахмет Назмутдинов. Из архива Н. Корольковой

Многое в жизни школы изменила война. В здании школы расположился госпиталь, который был расширен за счет детского сада № 7 на улице Ленина, дом 4, яслей № 5 и подвала дома № 26. В яслях разместился штаб госпиталя, финансовая часть, кухня и столовая комсостава, аптека и клиническая лаборатория. В подвале 26-го дома – вещевой и продовольственный склады, мастерские по ремонту одежды и обуви.


15.06.1940 года. 10 класс. Из архива Н. Корольковой


На память тезке от Жени Давыдова. «Не забывай 1 школу!» Из архива Н. Корольковой

В первой школе были хирургическое отделение, в кабинетах директора и завуча и в канцелярии – операционную и рентген-кабинеты, в классах палаты по 18-20 человек, в столовой – пищеблок и хлеборезка. В спортзале находился приемный покой и санобработка. На месте гардероба – библиотека и читальный зал для ходячих больных, а в актовом зале показывали фильмы и проводили концерты. На втором этаже – хирургическое отделение, операционная и перевязочная, лечебные палаты, душевые и буфет. Третий этаж – терапевтическое отделение.

У входа в госпиталь стоял часовой с оружием, вход был по пропускам. В Кировске того времени было несколько воинских частей.

В 1941 году в госпитале вылечивалось до 250 бойцов, с 42 по 44-й – более 500. Именно тогда, в 1944 году и пошли в школу первоклассниками те, кто спустя 60 лет напишет книжку о ней под названием «Здесь десять классов пройдено…». В середине года этих ребят перевели учиться в здание на проспекте Ленина из маленькой 11-й, директором которой был Павел Михайлович Логвин.

Вот как описывает свой военный первый класс один из авторов книги воспоминаний, бывший председатель Мурманского горисполкома и Почетный гражданин города Мурманска Владимир Ильич Горячкин:
«1944 год… 1 сентября. Иду в школу вместе с мамой. Школа далеко от дома и стоит на склоне холма в стороне от Хибиногорского шоссе. Здание четырехэтажное, светлое, с большими окнами, похожее на дворце в моем понимании. Около него, на косогоре между крыльцом и дорогой, толпится много детей и родителей. Все взволнованы… Когда нас собралось человек сорок на площадке у входа, женщина сказала, что ее зовут Верой Александровной, а мы теперь ученики 1 «В» класса…

Из первого года обучения в памяти осталось несколько налетов немецких самолетов на город. По сигналу «Воздушная тревога!» Вера Александровна Петрова строила нас попарно, и мы спокойно спускались в подвал. Паники никакой не было, потому что Вера Александровна в самом начале внушила в нас веру в дисциплину и порядок. В ее присутствии мы чувствовали себя защищенными. В подвале школы урок продолжался даже при свечах. Было тревожно, но учителя слушали очень внимательно до отбоя воздушной тревоги. Голос Веры Александровны становился приглушенным и каким-то материнским, не таким, как наверху, и нам это даже нравилось.

…В памяти осталось посещение буфета…Буфет – это место, куда мы стремились по велению своих желудков и где каждому давали стакан чая и кусочек черного хлеба с ложечкой сахара. Это было здорово!

…В школу мы ходили одни, без мам. Мамы работали, и им было не до нас. Автомобилей в городе не было, то есть опасности попасть под колеса не существовало. Автобус в Кировске появился только году в 49-м, и то он был один. Мы собирались в стайку с ребятами из соседних домов вместе и топали вместе…

В классе нас было 42 человека. Разница в возрасте составляла до четырех-пяти лет. Некоторые ребята отстали от своих годков из-за войны, эвакуации. Кто-то был даже на оккупированной территории. Говорю это для того, чтобы было понятно, как трудно было учителям того времени. Трудно было и Вере Александровне. Все мы поголовно были без отцов, а матери надрывались на работе и по дому. Продуктов почти не было. Карточки на все. Цены на рынке запредельные. Тетрадей и учебников не было. Большинство ребят писали на старых газетах и книгах между строчек. На рынке тетрадь стоила буханку хлеба, то есть практически для нас была недоступна. До сих пор помню перо № 86, которым мы старательно выводили первые буквы и слова. Одному богу известно, как учителям удалось научить нас писать и читать, а некоторые ребята ухитрились даже заиметь красивый почерк. Наверное, это был тихий подвиг наших наставников» …

Окончание первого класса для этих ребят совпало с окончанием войны. В их книге, написанной десятилетия спустя, отражены имена педагогов, оставивших глубокий след в детской памяти и в памяти всего города: Надежда Александровна Королева, Олимпиада Кондратьевна Зверева, Евгения Александровна Клюкшина, Павел Михайлович Логвин, Николай Петрович Удальцов, Александр Иванович Петров, Кронид Александрович Верещагин, Вера Александровна Петрова, Елизавета Ивановна Ильичева, Михаил Тимофеевич Соколов, Раиса Александровна Квашнина, Зоя Ивановна Иванова, Людмила Александровна Волкова, Юлия Александровна Андреева, Александр Николаевич Корешонков, Евгения Андреевна Тейшер, Наталья Михайловна Капустина, Антонина Васильевна Брынцева, Иван Сергеевич Семенов, Анна Васильевна Полякова и многие другие. Не забыт и 31 герой войны – учителя и выпускники, погибшие на фронте.

Так начиналась история первой кировской школы. А ее продолжение следует.

Фотографии из архива бывшей ученицы школы № 1 Наташи Стехновской, позже – Натальи Алексеевны Теддер, учителя 1 школы.


1946 год, 2 «А» класс


1947 год, 3 «А» класс


1948 год, 4 «А» класс


1949 год, 5 «А» класс


1949 год, Стехновская Наталья


Табель, 9 класс


1951 год, 7 «Е» класс