Записки «спИцЫального эРскурсАвода»
Дети любят наш музей, а он им отвечает взаимностью: историю делает ближе, науку – понятнее, а абстрактное «промышленное производство» превращает в ежедневный трудовой подвиг пап и мам, дедушек и бабушек. Наш музей, а точнее музейно-выставочный центр «Апатит», – то место, откуда никто не выйдет прежним: унесет багаж знаний, впечатлений и чувств.
Особенно – школьники. Такие гости всегда и радость, и особенная ответственность. Как сделать стандартизированное путешествие по залам – захватывающим? Как перестроить свою речь, какой взять темп? Как удержать внимание и при этом не превратиться в цербера, что охраняет общую дисциплину. Как быть интересным? Это главный вопрос, который задаешь себе, общаясь с юными посетителями.
…И вот они передо мной – дюжина восьмилеток, маленьких художников, учеников школы искусств. Как люди творческие, они чувствуют себя свободно даже в строгой атмосфере залов производства и истории, сыплют вопросами, а особенно нетерпеливые трогают за рукав: обратите же внимания, тётенька-экскурсовод, тут мысль пришла важная!
Дети вообще хотят ко всему прикасаться, им нужна тактильность, «трогательность». Прозрачные кубы с суперфосфатными удобрениями, что производит компания «ФосАгро», для них – разноцветный песок, крупа и бусинки, которые здорово было бы пересыпать в руках. Но история о фосфоре, как об ускорителе роста – и их роста тоже! – заставляет задуматься.
В зале истории ребят привлекает карта с названиями саамских топонимов, читаем вместе, вслух: – йок, -пахк, -чорр, -порр. Теперь они сами могут перевести с саамского на русский, вернее, расшифровать значения слов Китчепахк – дозорная гора, Лутнермайок – река залива с поймой, Эвеслогчорр – гора у ложбины, где охотники хранят припасы…
Часы встречают их и отбивают время выпуска 1930-х годов. Дети вздрагивают и замирают – восторг! Говорю им: «Старинные часы приветствуют вас, говорят, что приходит ваше время!». А чтобы вспомнить тех, чье время было ранее, идем звонить по настоящему рудничному телефону («А как набирать? Крутить кружочек, этот, с дырочками?»). Тут можно услышать голоса тех, кто начал осваивать Север. Вот они, первопроходцы – смотрят на нас с фотографий их мужественные, красивые лица. И мы, конечно, вспоминаем роман Каверина «Два капитана»: экспедиции в Арктику – это всегда трудно, но и героично.
Важно помнить о той точке, с которой глядят на мир дети – в буквальном смысле они маленькие и обзор экспонатов у них совершенно иной. Прямо перед ними, на уровне роста второклассника, интереснейшие инструменты: поляризационный микроскоп XIX века, горный компас, паяльную трубку для начального определения химсостава минералов и теодолит, особый маркшейдерский и геодезический оптический прибор. Надолго останавливаются ребята возле рудных ламп, рассматривают первые инструменты горных рабочих – кувалду и скребок, обсуждают сияющую апатит-нефелиновую руду – камень плодородия, так похожий на сахарный песок. Крошечные красные книжечки в коробке надолго привлекают внимание. «Это сказки?» – «Нет, это «Собрание резолюций и постановлений съездов конференций и пленумов ЦК ВКПБ за 1925-32 годы»… И тут мы задержались не зря:
– Дети, кто привел геологов в Хибины? Кто организовал первые минералогические экспедиции? Кто для нас с вами самый важный тут человек, в честь кого названа улица в соседнем городе и кому стоит в нем памятник? Кто же это?
– Ленин!..
И все-таки это – Ферсман, дорогие ребята. Хотя и тому и другому памятники, действительно стоят.
Геологические образцы – вот главная стихия маленьких художников, которым важны форма и цвет. Удивительных форм минеральный мир предоставляет множество: отдельные кристаллы и кристаллики, друзы, жеоды, кабошоны и даже – буквально! – звезды, например, астрофиллитовые. Ну а цвета тут можно встретить самые эффектные – от сиреневых аметистов до ярко-кобальтовых оттенков кавансита. Дети отмечают, что природа – лучший живописец, она сама создает такие каменные орнаменты и даже пейзажи, как на образце лиственита, что не каждый человек повторит. Вот перед нами по-настоящему важные для живописи минералы: киноварь и аурипигмент, азурит, из которого Микеланжело извлекал пигмент краску для росписи купола Сикстинской капеллы. Ребята и их педагоги вместе приходят к выводу: если ты не уверен в сочетании цветов – приходи в музей, посмотри на минералы и бери с них пример!
Немного жутко заглядывать в зал-подземелье – тут в витринах мы видим макеты подземных рудников, и как же радостно вновь выходить «на поверхность» – к рудникам открытым. А затем вместе идем беседовать в детский уголок, где каждый находит цветные карандаши и бумагу: разговаривать маленьким художникам привычнее за работой.
Так что же им тут запомнилось, что понравилось?
– Что минералы не обычные, а еще и светятся!
– Что на руднике работают люди, которые перевозят камни!
– Что у вас все игрушки как живые – мы долго смотрели, как работает экскаватор…
А зачем вообще нужны музеи?
– Есть такие люди, они в горе не работают, но хотят посмотреть, что же там находится? В музее можно…
– Чтобы дети все подробнее узнавали, чтобы было как в школе, только повеселее. Мы ведь уже устали на уроках сидеть!
– Музеи нужны не только взрослым, но и детям, потому что дети изучают всякие интересные вещи. Им даже больше они нужны – они же быстрее все запоминают! А у родителей работы много, времени не хватает.
– В музее не все можно руками трогать, даже чуть-чуть, чтобы случайно ничего не уронить и не сломать. А если бы разрешали – мы бы потрогали!
…Как говорил один известный киноперсонаж, работа с детьми не допускает брака. Работа с детскими экскурсиями требует не только выдержки и звонкого голоса: тут необходима особая теплота, уважительность, способность моментально переключаться с темы на тему и та самая общая эрудиция, что делает взрослого – авторитетом.
И вот – они, снова вопросы, обо всем на свете, о том, что успели и не успели увидеть в музейных залах:
– Вы рассказывали, что бобры у нас исчезли, а ондатры появились. Значит, ондатры истребили бобров?
– А здесь находили динозавров? А мамонтов?
– А алмазы у вас продаются?
И, наконец, самый неожиданный:
– Вы нам обещали всё показать. Почему не показали?
– Как же, мы с вами побывали уже во всех залах!
– Нет, – уверенно отвечает маленькая рыжая девчонка. – У вас есть комнатка с железной дверью и замком, там написано «Стой, напряжение!». Мы на напряжение так и не посмотрели…
Автор текста: специалист по ЭВД Чернова Наталья Юрьевна.