Школа № 1 | Выставка
Начинается учебный год. Школы снова распахнули двери для учеников. Предлагаем вам посмотреть мультимедийную выставку, посвященную Школе № 1 (1 этаж МВЦ, 2 зал), которая в далеких 1930-х стала альма-матер для жителей строящегося Хибиногорска.
Наша школа! Мы гордимся ею!
Сохраним навеки радость школьных лет.
Много школ красивей и новее,
Но такой любимой больше нет.
Сколько мыслей и сомнений у порога,
Если годы школы позади…
Ведь дорог на свете много, –
Ты себе свою дорогу
По плечу и по сердцу найди!
(коллектив учащихся)
«Где ты теперь, родная школа? Осталась только в памяти твоих уже стареньких учителей да учеников. Там, в памяти, никто не сможет разрушить тебя, никакой силе это не подвластно», – вспоминает кировчанин, полвека назад бывший выпускником первой средней школы нашего города.
В 1930-м году население Хибиногорска быстро прибывало. Стало много детей, которым нужно было учиться, поэтому организовали сразу три школы. Первая школа располагалась в центре – на 19 километре. В сентябре 1930 года школьные помещения должны были быть оборудованы и готовы к занятиям. Сначала учились в три смены при керосиновом освещении за самодельными деревянными столами. В приобретении инвентаря помогал комбинат «Апатит», несмотря на активное строительство рудников, фабрики, ТЭЦ. Тем временем для Школы № 1 строилось каменное здание на улице Индустриальной.
Во время строительства новой школы учителя приводили детей на знакомство с новой школой. Ученики с нетерпением ждали открытия, обещали хорошо учиться. В конце августа 1932 года школа была готова к учебному году и всех детей передали в новую первую среднюю школу.
Газета «Кировский рабочий» в августе 1935 года так описывала школу: «Всё здание от хибинитобетонных фундаментов до фигурных карнизов фасада, от мозаичных плиток пола в вестибюле до никелированных шпингалетов – всё сделано высококачественно, красиво, со вкусом».
В годы войны в школе расположился госпиталь. В спортзале был приёмный покой, на трёх этажах размещались 2 хирургических и терапевтическое отделения. Операционная и рентгенкабинеты заняли кабинеты директора, завуча и канцелярию. На месте гардероба – библиотека и читальный зал для ходячих, а в актовом зале проходили концерты и киносеансы.
У входа стоял вооруженный часовой и караульная служба.
Воспоминания Н.П. Чирвинского:
«…Учебу я начал в 3 «е» классе средней школы № 1. В то время директором ее был Николай Петрович Рудин. Через 3- 4 года его перевели директором железнодорожной школы. После него я запомнил двух «исчезнувших» один за другим директоров Ремизова и Клячина. Заканчивал я школу при директоре Иване Яковлевиче Воробьеве. Иван Яковлевич ходил по школе державной поступью, весь серый и лицом, и костюмом
Третий «е», как указывают буквы, был в смысле учебы и дисциплины не лучший в школе: до 10-го класса доучился только я один. Все ученики были детьми спецпереселенцев, а я сын ссыльного «контрика» (на тогдашнем гипеушно-блатном жаргоне так именовались осужденные по 58-й статье (у отца был пункт 7, т.е. вредительство) одним словом потомки «социально опасных». Вскоре это прозвище было заменено более отвечающим новому импульсу борьбы с народом – «враг народа».
С 4 по 10 класс я учился с русскими, украинцами, а также с немцами, евреями, финнами, грузинами. Я не помню ни одного конфликта на национальной почве. Нас также не интересовало, кто спецпереселенец, кто сослан по другой линии, кто приехал по своей воле, какой достаток и положение у родителей. За семилетие моей учебы не было случаев воровства, равно как и жестоких драк, вымогательства денег, издевательств над слабыми…»
Николай Петрович Чирвинский (1922—2002) — геолог, участник ВОВ, доцент на кафедрах динамической геологии и минералогии, и петрографии Пермского государственного университета, затем на кафедре геологии нефти и газа Пермского политехнического института.
С 1954 года по новому учебному плану школьники знакомились с основными производствами: при школе организовали столярную и слесарную мастерские, кабинеты машиноведения электротехники. Дети сначала слушали от специалистов теоретический курс, потом шли на производство, где за ними шли закреплены рабочие места.
В здании в центре Кировска Школа № 1 просуществовала до 2010 года.
Благодарим за предоставленные материалы тех, кто отозвался и поделился своими фотографиями и воспоминаниями. Давайте помнить вместе хибиногорскую Школу № 1.
По материалам книг:
Малыгина З.Я., Савоткин Н.А. «Любви негромкие слова»
Горячкин В.И., Столярова А.М., Савшак Е.В. «Здесь 10 классов пройдено»
Чирвинский Н. П. Хибиногорск в моей памяти, 1933-1941 // Хибиногорск: Память сердца. – Апатиты: Апатит-Медиа, 2012.
Подготовлено специалистом по ЭВД Борисовой Анной, дополнено Горфиной Валерией