Новый горизонт Юкспорра
2023 год войдет в историю Кировского филиала АО «Апатит» как время добычи первой апатит-нефелиновой руды на горизонте +10 Юкспорского месторождения, что отрабатывает Кировский рудник.
гора Юкспорр (фото А. Глухова)
Проект развития нового подземного горизонта начал свою реализацию в 2015 году, а в начале 2022 года были запущены опытно-промышленные испытания на дробильно-доставочном комплексе №1 и комплексе локомотивной откатки Кукисвумчоррского крыла горизонта +10 метров. Одновременно продолжились работы по развитию горизонта +10 метров Кировского рудника – шел монтаж оборудования, подготовка к эксплуатации дробильно-доставочного комплекса и дополнительного рудовыдачного тракта месторождения Юкспорр.
И вот, 24 октября 2023 года, в рамках опытно-промышленных испытаний здесь была добыта и отгружена на обогатительную фабрику первая партия апатит-нефелиновой руды. Это событие стало большим достижением, не только предприятия, но и в масштабах всего отечественного агропромышленного комплекса, поскольку новый горизонт позволит «Апатиту» увеличить объемы добычи руды Кировским рудником до 25 млн тонн руды к 2025 году, а производительность самого горизонта к 2028 году достигнет 9,4 млн тонн в год. В итоге, с выходом на проектную мощность, доля горизонта +10 метров в объеме руды, добываемой Кировским рудником, составит 36 процентов.
На подготовке этого объекта к эксплуатации трудились около двух тысяч специалистов из более чем 50 подрядных организаций – в подземных условиях, с применением передовых технологий и уникальных технических решений. Таких, как использование безбалластных рельсовых путей и железнодорожного подвижного состава повышенной грузоподъемности, применение новейших материалов для дробильно-доставочных комплексов, а также оборудования, которое обеспечивает заданную производительность поточно-транспортной системы каждого из двух крыльев горизонта рудника, как Юкспорского, так и Кукисвумчоррского.
Горизонт +10 – значимое достижение Кировского филиала АО «Апатит». А с чего же начинался Юкспорр?
Гору под таким названием видит каждый, кто приезжает в Кировск или следует в микрорайон Кукисвумчорр. Эта «гора, изогнутая луком» (так переводится с саамского языка ее название), расположена рядом с озером Большой Вудъявр. В честь горы Юкспорр был назван минерал юкспорит, открытый в 1925 году.
гора Юкспорр, очаг над железной дорогой
Юкспорское месторождение апатит-нефелиновых руд было открыто поисково-разведочной партией под руководством Александра Николаевича Лабунцова в 1927 году. Спустя 10 лет после этого началось строительство Юкспорского подземного рудника, открытие которого надолго отложила война.
В послевоенные годы перед комбинатом встала задача расширить производство, и для нужд страны, и для экспорта в страны, присоединившиеся к социалистическому пути развития. Мощностей Кировского рудника для освоения таких целей не хватало, и 11 октября 1950 года было принято отдельное постановление «О строительстве Юкспорского рудника», поскольку именно Юкспорское месторождение было продолжением мощного рудного тела, которое берет начало с Кукисвумчорра. 8 мая 1952 года на базе управления «Тоннельстрой» организовано строительство рудника и тоннеля. Именно возведение тоннеля длиной почти в 2,8 километра стало одной из самых сложных задач для строителей-проходчиков. А он был крайне необходим – через него на обогатительную фабрику необходимо было транспортировать руду, защищая ее от снежных заносов и лавин, и не только с Юкспорра, но и с Кировского рудника.
Юкспорский тоннель
25 июля 1954 года был произведен первый массовый взрыв и рудник стал вторым действующим на комбинате «Апатит».
В 50-е работы на руднике шли только на одном, 410-м, горизонте. Руководители комбината старались как можно быстрее ввести в эксплуатацию добычные участки и на горизонте +670, в местах выхода рудного тела на поверхность. Однако в первый свой год Юкспорр выдал руды лишь чуть больше половины плана. Начальник Кировского рудника П.К.Семенов говорил об этом так: «Юкспорским рудником ни руководство комбината, ни партком должным образом не занимаются, рудник не имеет постоянных кадров, технической базы…»
Тем не менее 14 февраля 1956 года на Юкспорском руднике сданы в эксплуатацию тоннель и погрузочная станция для приемки апатитовой руды с горных участков рудника. К 1960 году предполагали окончить строительство Юкспорского рудника проектной мощностью 3 млн тонн в год, однако 9 февраля 1960-го Юкспорр объединяют с рудником имени Кирова. Так он работал до 1964 года, а затем снова стал отдельным подразделением.
В 1968 году на Юкспорском руднике был сдан в эксплуатацию добычной блок на горизонте 600 метров, в 1972 году – на 530 горизонте.
В 1973 году на производстве решили внедрять новую систему подземной добычи руды с выбровыпуском и конвейерной доставкой. Полигоном для промышленного освоения новой системы стал 600-й горизонт Юкспорского рудника, где впервые в стране практически воплотили идею конвейерно-поточной добычи руды. Опыт, что был получен тогда на Юкспорре, стал основой технологической схемы добычи на новом, 252-м горизонте Кировского рудника.
Поточная технология на руднике
В августе 1981 года на Юкспорском добыли 100-миллионную с начала эксплуатации рудника тонну руды. В 1983 году именно здесь начала работать хозрасчетная бригада-участок, первая на предприятии. Бригада трудилась по единому наряду, распределяя весь заработок с применением коэффициента трудового участия между 13 проходчиками. Позже на такую форму работы перешли службы всех подземных рудников.
Еще один эксперимент на Юкспорре проходил уже в конце 80-х – работа на подземных рудниках сопровождалась горными ударами. Большой промышленный эксперимент по отработке новых технологий добычи апатит-нефелиновой руды в условиях повышенного горного давления был начат на Юкспорском руднике в 1988 году. Под эксперимент на горизонте +410 выделили опытный блок, где проходила испытания новая горнопроходческая техника, финские буровые каретки «Миниматик». Юкспорский эксперимент оправдал себя и добавил горнякам уверенности при освоении глубоких горизонтов.
гора Юкспорр, вид с мкр. Кукисвумчорр
В 1989 году произошло новое объединение Кировского и Юкспорского рудника в единый, Объединенный Кировский рудник. Сегодня он самый крупный и старейший рудник Кольского Заполярья, один из крупнейших в Европе. Годовая производительность Кировского рудника с южным, юкспорским крылом, составляет более 23 млн тонн руды, а общая протяженность дорог в подземке превышает 380 км.
Подготовила специалист по ЭВД Наталья Чернова.
Источники:
сайт phоsagro.ru
«Гигант в Хибинах»
«Апатит» – из века в век»