Большой Вудъявр не любит шума!

01 Февраля 2024

Легенда саамского народа о главном озере Кировска

Самое крупное озеро Хибинских тундр украшает кировский пейзаж и привлекает внимание туристов. Большой Вудъявр или, в переводе, Большое озеро у подножия (подошвы) имеет площадь зеркала почти в четыре квадратных километра. Оно расположено на высоте в 312,7 метров над уровнем моря, насчитывает среднюю глубину в 19 метров, а максимальную почти в 40.

Из южной части озера вытекает река Белая, соединяющая Большой Вудъявр с Имандрой, с севера в озеро впадают реки Вудъяврйок, Саамка и Юкспорйок. Со всех сторон оно окружено горами, включая одну из самых высоких в Хибинах, гору Вудъяврчорр (1068 м).

Питание этого ледникового водоема в основном снеговое и дождевое. Когда-то им пользовались для снабжения Кировска и его окрестностей питьевой водой. Сейчас для холодного водоснабжения горожан берут воду из подземных источников, а также из родника Болотный.

Озеро и по сей день имеет рыбохозяйственное значение – в нем обитает кумжа, а в устье реки Вудъяврйок — арктический голец. Появился и новый для этого водоема вид рыбы – корюшка. А в начале XX века на его берегах рыбачили саамы, ловили, кроме гольца и кумжи, еще и хариуса с налимом.

Именно с этим озером связана одна из самых загадочных саамских легенд – о сердитом сейде, о гэллисе. Как пишет в своей статье исследователь Севера Вадим Лихачев, первым легенду зафиксировал писатель Василий Иванович Немирович-Данченко во время своего путешествия по Кольскому полуострову летом 1873 года. Он услышал ее в Экостровском погосте у саамов поселка Рас-наволок на Большой Имандре. Вот как она звучит в переложении писателя.

«Против Экостровского погоста есть остров, где в незапамятную старину, когда лопари были еще язычниками, жил их бог. Он не любил, чтобы мимо проезжали ночью, после заката солнца до утра, и за это страшно наказывал пловцов. Ему приносили в жертву оленьи рога, и столько их было там сложено, что они загромоздили весь остров. Тем, кто привозил ему такой дар, он посылал хороший промысел.
Раз, после заката солнца, проезжал мимо старик со старухой. Бог рассердился и свернул голову старухе лицом назад, затылком вперед. Опечалился старик. «Уж и жить нечего», – думал он, потому что горько было видеть ему женку свою в таком положении.
Дождался он утра, взял карбас, приехал на остров и начал разбрасывать оттуда рога на все стороны. В озеро их вывалил пропасть, и теперь еще лопарям случается вытаскивать их неводами. Наконец, когда выбросил он последнюю охапку рогов, омрачилось небо, загремел гром, и на острове послышался страшный рев. Дух собрался оставлять свое излюбленное место. В виде тучи поднялся он оттуда и поселился на большом озере в Хибинских горах. Посередине озера и теперь есть громадный камен, издали похожий на дом. И щели в нем расположены, как окна; есть выбоина, похожая на дверь.
Тут и зажил бог, и стал он шутить над людьми. Кто едет по озеру да засмеется или скажет громкое слово – поднимется буря, или просто в самую ясную погоду челнок на дно пойдет. Как лопари стали христианами – бог пропал…»

Легенду о сейде, который покинул Сейтсуол или Чертов остров на Имандре и перелетел на Нижнее Выдозеро (Большой Вудъявр) приводили и другие исследователи Заполярья – Ященко, Визе, Пришвин. Эту легенду подтверждает и описание сакрального места, сделанное Вильгельмом Рамзаем в 1892 году, которое также цитирует Вадим Лихачев:

«…лопари не хотели сопровождать нас в те или иные долины или распадки своих гор, по всей видимости потому, что там обитали «шиши». Так было, например, когда мы направлялись к озеру Нижний Вудъявр, красивому горному озеру с крутыми склонами в глубине Умптека. Нам было сказано, что там властвует «гэллис» – дух, который не выносит громких разговоров и не любит, когда по озеру плавают на лодке; так что, хотя Вудъявр изобилует рыбой, лопари отваживаются приходить на его берега только зимой.
Недалеко от лагеря нам показали отвесную скалу с расщелиной – это была дверь в обитель духа. Однажды мы, проходя мимо этого места, выстрелили из ружья, несмотря на предупреждение лопарей Ивана и Федора, и хотя ничего сверхъестественного не случилось, они были очень испуганы и недовольны.
Ночью со скалы упало с сильным грохотом несколько больших камней; наши лопари сочли это знаком – предупреждением со стороны гэллис. Поскольку грозный повелитель Вудъявра не разрешал летом ловить в озере рыбу, на берегу не было ни единой лодки, так что нам, несмотря на предостережение лопарей, пришлось построить бревенчатый плот…»

После того, как команда финнов пересекла озеро без происшествий, лопари смутились. А уж когда финны начали с плота ставить на озере сети и ловить кумжу, сига и хариуса, лопари заявили, что больше не верят в гэллис. И пообещали в честь Рамзая называть водоем озером Профессора. Размай подчеркивает, что профессорами «здесь и русские, и лопари называют как исследователей, так и обычных туристов».

Специалист по ЭВД – Наталья Чернова
Источники:

  • материалы сайта ФИЦ КНЦ РАН;
  • статья В.А.Лихачева «Сейд на Большом Вудъявре» в журнале «Индустриальное развитие Севера»;
  • книга «Хибины: природа и человек».