Вагонетка | экспонаты МВЦ

15 Ноября

Узкоколейная полуторатонная грузовая вагонетка с опрокидывающимся кузовом. Обнаружена на бывшей промплощадке Ловчорритового рудника в ущелье Гакмана в Хибинах.

Дробление и погрузка руды в вагонетки «Коппель» на открытых разработках, 1930-е годы.

Вагонетки такого типа использовались в 1930-40х гг. на рудниках треста “Апатит” для спуска руды к подножью по бремсбергам, а также для ручной, конной или механической откатки руды.

В 1935 году на Ловчорритовом руднике был установлен первый бремсберг, который спускал руду от штолен к приёмной площадке в полуторатонных вагонетках. Штольни рудника находились на высоте примерно 800 метров над уровнем моря.

БРЕ́МСБЕРГ (нем. Bremsberg, от Bremse — «тормоз» и Berg — «гора») – сооружение для спуска грузов по наклонной плоскости; механизированный скат.

Промплощадка у Ловчорритового рудника, 1930-е гг.

Всего на руднике, исходя из рельефа и газетным заметкам тех лет, для спуска руды использовался один рудоскат и два бремсберга.
В 1939 году работа рудника была полностью прекращена, главным образом из-за подверженности рудника, дороги и посёлка ударам снежных лавин.

Откатка руды, 1930-е гг.

Подобные вагонетки и сейчас применяются при малоинтенсивной добыче особо ценных минералов, например, при ручной «разборке» массивов с использованием современного гидрофицированного инструмента.

Чтобы увидеть вагонетку, которая использовалась на производстве более 80 лет назад, не нужно идти на рудник. В Музейно-выставочном центре “Апатит” появился новый экспонат:

Последняя пятница месяца — санитарный день