История одной картины. Леонид Кабачек
История послевоенного формирования живописной коллекции Геологического музея Дома техники закончилась в конце 50-х годов с приобретением картины Леонида Кабачека «Геологи в Хибинах» (1958 год).
Выставка одной картины. Леонид Кабачек “Геологи в Хибинах”. МВЦ “Апатит”. 18 мая – 22 июля 2024 года.
Имя Леонида Кабачека (1924-2002) хорошо известно отечественной истории искусства. Художник – один из признанных классиков советского изобразительного искусства, живописец, график и педагог, Заслуженный художник РСФСР, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, член Санкт-Петербургского Союза художников. Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Чувашского государственного художественного музея, музеев и частных собраний в России, Италии, Великобритании, Франции, Испании и других стран.
Леонид Васильевич Кабачек (31.12.1924-04.02.2002)
«Он принадлежал к тому поколению, большинство представителей которого полегли на полях Великой Отечественной войны. Более 70 монументальных полотен живописца находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Дрезденской галерее и других отечественных и зарубежных музеях. В своих холстах он все сочинял, но ничего не придумывал. Это картины-раздумья, глубокие и тревожащие душу. В живописи он отразил свою эпоху через драматические полотна и колоритные образы простых людей, тех, кто жил и трудился в то время».
Леонид Васильевич Кабачек родился 31 декабря 1924 года в Макеевке в Украинской ССР. Через год семья переехала в Ленинград, где в 1939—1941 гг. годах художник занимался в Ленинградской детской художественной школе, а в 1941 году был принят в среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Во время блокады Ленинграда оставался в городе и продолжал занятия. После эвакуации в Самарканд добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях на Ленинградском и 2-м Украинском фронтах. С боями дошёл до Варшавы. Награждён Орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За победу над Германией».
После демобилизации возвратился в Ленинград и продолжил занятия в Средней художественной школе, которую окончил в 1947 году. В том же году был принят в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, занимался у Леонида Овсянникова, Бориса Фогеля, Александра Зайцева. В 1953 году окончил институт по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.
С 1953 года Леонид Кабачек участвует в выставках, пишет портреты, жанровые композиции, пейзажи. В 1955 году принят в члены Ленинградского Союза художников. В 1956 году совершил первую большую творческую поездку по Центральной России, Чувашской АССР, Татарской АССР, Удмуртской АССР, Мордовской АССР, Кустанайским степям, Оренбуржью. В последующем совершал поездки на Волгу, в Чувашию, в Ставрополье, Среднюю Азию.
Творческая зрелость художника пришлась на 50-60-е годы – переломное время в советском искусстве, когда идеологические ценности сталинской эпохи сменяются новым видением целей и задач изобразительного искусства. Среди этих задач – новые формы повествования о новом человеке. Праздничный пафос сталинского искусства сменяет пафос героики трудовых будней обычного человека. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х и начала 1930-х гг.), воспевая судьбы современников, их энергию и волю.
Впоследствии явление получило название «суровый стиль». Термин появился в 1962 году благодаря статье московского искусствоведа Александра Каменского, первоначально обозначившего его как стиль «мужественной простоты». В статье «Размышления у полотен советских художников» Каменский называет две главных проблемы современного советского искусства – культ личности как источник деформации представлений о правде и роль ряда «придворных» художников, «любителей парадных фейерверков», провозгласивших “культовые” полотна высшим достижением нашей живописи, образцом и примером для подражания».
Таким образом, на рубеже 50-60-х годов в отечественном искусстве появляется оппозиционное искусство, противопоставляющее себя официальному парадному соцреализму. В живопись и графику приходит образ нового героя – «взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной верой и вообще развитой внутренней мотивацией (и потому не нуждающегося во внешнем идеологическом стимулировании со стороны партии-церкви), хотя и действующего в рамках общего преобразовательного проекта».
Леонид Кабачек «Геологи в Хибинах». 1958 год.
На фоне вышесказанного, картина Леонида Кабачека «Геологи в Хибинах» из собрания МВЦ – интересный пример нового направления как в истории отечественного искусства, так и в творчестве самого мастера. Написанная в 1958 году, картина вполне может вписываться в философию «сурового стиля». Об этом позволяет говорить ее тематика (освоение новых земель, человек как простой труженик), отсутствие показного пафоса, свойственного официальному искусству 50-х годов. Вместе с тем, работе присущ особый декоративный строй, характерный для автора в целом, и который в полной мере раскроется у художника позже, в работах 60-х. Исследователи его творчества отмечают эту важную для мастера особенность, объясняя ее, в том числе, личной любовью автора к творчеству Малявина и Врубеля.
В творчестве Кабачека это выразится в особом, декоративном понимании цвета и «граненой формы». Непосредственно в картине «Геологи в Хибинах» мы видим необычный розовый цвет, хибинским пейзажам несвойственный. Он присутствует в работе в различных оттеночных градациях, колористически связывая всех ее персонажей: камни, оленей, задний план работы.
“Геологи в Хибинах”. Фрагмент
Декоративность работы проявляется и в ее «регистровом» решении, разбивающем полотно на три горизонтальные ленты: землю, человека и дальний план (небо и панораму гор).
Картина написана Кабачеком после важных событий жизни. В 1956 году Леонид Васильевич вместе с известным ленинградским художником Ниной Леонидовной Веселовой (1922–1960) совершил первую большую творческую поездку по Центральной России, Чувашии, Татарии, Удмуртии, Мордовии, Кустанайским степям, Оренбуржью. Эта экспедиция стала не только своеобразной вехой в творчестве художника, изменив многие его представления об окружающей действительности, но и, по сути дела, дала толчок к рождению нового самобытного мастера в отечественном искусстве.
Был ли автор в Хибинах? Достоверных сведений об этом нет. Художник вероятно, изучал историю освоения Хибин, однако, скорее всего, сам в Хибинах не был. В пользу этой версии говорит сама работа: кроме уже упомянутого розового цвета камней обращает на себя внимание нетипичная хибинская растительность и дальний план – как некое общее представление о горах.
“Геологи в Хибинах”. Фрагмент
В качестве сюжета произведения взят эпизод из истории освоения Хибин, самые ранние его страницы. В августе 1926 года поисковая партия Александра Лабунцова обнаружила коренные выходы апатит-нефелиновых руд на Ийолитовом отроге Расвумчорра, а чуть позже Лабунцовым и Сауковым открыто месторождение апатитового цирка на Апатитовом отроге Расвумчорра. В сентябре, по заданию А.Е. Ферсмана для проверки данных А.Н. Лабунцова об открытии на Расвумчорре крупного месторождения апатита в Хибины прибыла комиссия в составе Р.Л. Самойловича (сотрудника Института Севера), а также – геологов Д.И. Щербакова, П.А. Борисова (сотрудников Геологического комитета). На вершине Расвумчорра были поставлены первые заявочные столбы с надписью: «М.Ж.-Д.С И. 1926 – 7/IX/ А.Н.Л.» – (Мурманская железная дорога. Институт по изучению Севера. 1926 – 7/IX. Александр Николаевич Лабунцов). Эта дата в историографии Хибин считается точным временем открытия месторождений Плато Расвумчорр и Апатитовый Цирк.
Взятие первых образцов апатита. “Хибинские апатиты”. Том I
В октябре 1927 года с плато Расвумчорр была добыта и вывезена первая партия апатитовой руды для дальнейшего ее изучения. Эти работы длились с 27 октября до 5 ноября при участи сотрудников Посвира Г. М. Крепса и ее тогдашнего директора И. Г. Эйхфельда, а также – геолога при Мурманской железной дороги Семерова. Известно, что в качестве гужевого транспорта в этой работе были задействованы олени, предоставленные, по просьбе учёных, лопарским оленеводом Зосимой Куимовым, так же присутствовавшим на разработках.
И. Г. Эйхфельд и П.Ф. Семеров у заявочного столба, поставленного А. Н. Лабунцовым в 1926 г. на вершине плато Расвумчорр, ноябрь 1926 г.
Транспортировка первой партии апатитовой руды
С точки зрения истории, именно этот сюжет изображен художником – горный пейзаж, геологи и олени действительно были главными героями этого исторического события. Вместе с тем, в нем имеются некоторые неточности, что позволяет говорить о более обобщенной трактовке сюжета художником, превращающей исторический жанр в бытовой. В частности, автор изображает на полотне не конкретных исторических личностей, а человека в общем, как представителя своего времени и профессии, делая упор на пафос самого события. Главное сюжетное расхождение картины с реальными историческими событиями заключатся в том, что на плато Расвумчорр оленей не было. Из-за очень сложного подъёма поднять их туда просто не представлялось возможным. Апатитовая руда действительно вывозилась этим видом гужевого транспорта, но только от подножья горы, где так же была обнаружена апатитовая порода.
Интересно, что у Леонида Кабачека есть еще одна картина на эту же тему, более ранняя, находящаяся в частном собрании. Источник указывает годом создания 1951 год, однако, более вероятно, что картина датируется 1957 годом.
В целом, это тот же сюжет, но в несколько иной, более детальной интерпретации – картина более подробна, и в композиционном, и в колористическом отношении. Главный упор сделан автором на человеческие эмоции – радость от встречи с камнем плодородия. Во втором, позднем варианте работы, находящемся в собрании МВЦ «Апатит» сюжет решён по-другому, обобщенно, сдержанно. Романтический оптимизм, динамика жестов и цвета сменяется суровым спокойствием, простым величием человека, выполняющего свою работу. В данном случае, труд, главная тема раннего «сурового стиля», по отношению к герою понимается как «миссионерское призвание, как подвижническое самопреодоление, протестантская мирская аскеза»…..
Произведение Леонида Кабачека – последнее в хронологическом отношении, завершившее формирование послевоенной коллекции музея. В дальнейшем, она будет пополнятся, главным образом, работами местных художников.
Автор текста: Ксения Колобова, искусствовед
Литература:
1. А. Васильева. Леонид Кабачек
2. Леонид Кабачек
3. Михаил Каменский. Бесконечные разговоры об искусстве
4. А. Бобриков
5. История изучения и освоения Хибин
6. С. А. Дюжилов. Хибинская эпопея И. Г. Эйфельда