День первого эшелона

12 Марта
1 комментарий

14 марта 1930 г. в Хибины прибыл первый эшелон со спецпереселенцами – 918 человек, которые были направлены на строительство горно-химического комбината и города. Спецпереселенецами в СССР называли репрессированных людей, выселенных из места проживания преимущественно в отдалённые районы страны без судебной процедуры. Из центральных районов страны людей везли в «телячьих» вагонах, изначально предназначенных для перевозки скота. Уже позже их станут называть теплушками из-за печки-буржуйки, установленной в вагоне, и расположенных вдоль вагона нар. Первый этап спецпереселенцев пешком добирался по заснеженной дороге до будущего г. Хибиногорска.

На первую партию переселенцев легли все тяготы освоения северного края. Именно им пришлось вбивать первые колышки в мёрзлую землю для установки временных построек: землянок, палаток, шалманов. С немецкого слово «shalman» переводится как “скорлупа для человека”.

Меткое выражение мгновенно приобретает всеобщий характер. Шалман представлял собой бревенчатый каркас, обтянутый толью толщиной 1.5-2 мм. Внутри располагались нары, порой трёхъярусные, и пара бочек с подогревом воды. На 1 человека приходилось менее 1 м² для проживания. Скудное питание, нестерпимый холод и антисанитария приводили к эпидемиям и высокой смертности.

Один из прибывших первым эшелоном А.В. Гусев описывал жизнь первых хибинских спецпереселенцев: «В Хибины мы прибыли зимой 1930 года. Города Хибиногорска ещё не было … многие сотни, нет, всё-таки не сотни, а тысячи спецпереселенцев переселились в «лучший», чем тот, в котором они жили, «мир» – на кладбище 16-ого километра.»

В 1932 году облисполком принял решение о ликвидации палаток к 15 октября и переселении 2455 спецпереселенцев в новые стандартные дома из временных жилищ. Меры были приняты досрочно, и уже к 4 октября в домах временного типа не осталось ни одного человека, кроме вновь прибывших.
Начиная с 1 августа 1931 года снизились отчисления с зарплаты спецпереселенцев, и они стали получать на руки 85% заработка.

Из первого поколения строителей Хибиногорска уже никого не осталось в живых, но их потомки хранят в памяти и делятся воспоминаниями. Антонина Вячеславовна Велес рассказала о своей матери, которой было 19 лет, когда она приехала на север в том самом эшелоне 14 марта. Всей семьёй они были вывезены с псковщины. Антонина Вячеславовна вспоминает мамины рассказы о том, как она правила санями, перевозя на лошадях руду через Большой Вудьявр, как до костей пронизывал холод, как тяжело было растить тогда детей.

Основной поток спецпереселенцев в Заполярье состоял из самой работоспособной части населения страны – крестьян, которые привыкли жить трудом. Волей судьбы людей, оказавшихся в Хибинах из разных регионов страны, объединило общее дело: на глазах росли рудники будущего промышленного гиганта «Апатит» и город. Совершая ежедневный подвиг, отдаваясь работе без остатка, эти люди внесли неоценимый вклад в развитие Заполярья.

По материалам книги «Хибиногорск. Память сердца.» и газеты «Хибинский вестник».
Специалист по ЭВД Анна Борисова.

Комментарии (1)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Аноним 03.04.2020 15:08:24
Среди первого эшелона марта 1930 года были и мои бедные родители из Вологодской области с шестью детьми. Записала воспоминания потомков этих несчастных в книге " Память уходящей эпохи" . Можно прочитать в Горьковской биб-ке, а также на моём сайте в разделе "Публицистика" - https://www.proza.ru/avtor/zinaida8
Ответить