Школу сделать крепостью.
Вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли не только фронтовики, но и труженики тыла, среди которых и дети. Непростым было детство у кировских школьников времени ВОВ, после занятий шли они не на детские площадки, не в кружки и секции, а заменяли ушедших на фронт взрослых в подсобных хозяйствах, у больничных коек и даже у станков.
Конечно, основной задачей детей оставалась учёба, но и система образования претерпела изменения: работа школ была перестроена на военный лад. 1 сентября 1941 года каждый учитель кировской школы №1 ознакомил учащихся с правилами поведения во время воздушной тревоги. Газета «Кировский рабочий» описала этот день: «Даже самые маленькие заняты обсуждением злободневных вопросов. Они внимательно слушают товарищей, которые понятным детским языком рассказывают, как выйти из местности, заражённой отравляющими веществами». Занятия то и дело останавливались из-за отсутствия отопления и электричества, из-за бомбёжек.
Бомбоубежище у школы №4. Кировск.
В рамках внеклассной работы с учениками проводили уроки военно-патриотического воспитания. В свободное между учёбой и работой время детям зачитывали статьи из газет, сводки Совинформбюро. Ребята и сами делали доклады на темы: «О Сергее Мироновиче Кирове», «О зверствах фашизма», «О великом лётчике Чкалове».
Согласно постановлению «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» в старших классах ввели обязательное военно-физическое обучение, где подготовку проходили юноши и девушки от 16 лет. А с начала 1942 года в школьной программе появился предмет, изучающий основы сельского хозяйства.
С начала войны многие педагоги Кировского района ушли на фронт, часть учительниц была эвакуирована, а кто-то ушёл работать в госпитали. Тогда остро встал вопрос о нехватке кадров в школе. Этот вопрос решило постановление, требующее вернуть занятых не по специальности учителей на педагогическую работу. Местная пресса публиковала: «Свою школу учитель должен сделать крепостью от воздушного нападения, оберегать детей от фашистских стервятников, все силы отдать воспитанию патриотов Родины». Труд педагогов был отмечен высокими государственными знаками отличия: 17 учителей Кировского района представили к вручению медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
После захвата немцами Кировской железной дороги в декабре 1941 года область оказалась отрезанной от центра страны. Остро встал вопрос организации питания школьников. Дети вместе со взрослыми выходили работать в полях совхоза «Индустрия». В это время практически каждая школа засеяла пришкольные участки, где выращивался картофель и другие овощные культуры. Лучшие подсобные хозяйства отмечались на доске почёта. Также дети выходили на организованный сбор грибов и ягод.
Мальчик собирает ягоды.
Открылись кружки и мастерские по производственному обучению школьников, где дети учились швейному, сапожному, столярному делу, после чего шли уже работать на предприятия.
Дети не оставляли без внимания и госпитали: собирали хвою для получения витамина С, ухаживали за ранеными и читали за них письма, мыли посуду, шили для бойцов кисеты и носовые платки. Устраивали школьники в госпиталях концерты, на которых присутствовали не только раненые бойцы, но и жители города. В концертной программе были песни, танцы, декламации стихов, художественное чтение.
Лишённые детства «дети войны» вносили трудились наравне со взрослыми, проявляя стойкость и мужество. Школьницы Оля и Лида писали в газете: «Мы вкладываем частицу своего труда в большое и почётное дело».
По материалам научной статьи К.С. Казаковой «Школы Кольского севера в годы Великой Отечественной войны» и статьи С.М. Салимовой «Кировские школьники в годы войны» в газ. «Кировский рабочий» от 4 мая 2006 г.
Специалист по ЭВД Анна Борисова.