Минеральные краски
Ярко окрашенные минералы привлекали внимание человека давно. Их использовали не только для украшений. Уже в глубокой древности люди научились делать из некоторых краски. По прошествии веков краски на картинах древних египтян и греков не утратили свою первоначальную яркость и стойкость.
Первыми минеральными красителями стали железосодержащие охры широкой цветовой гаммы, лазурит и киноварь. В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли свое особое и очень важное место. В наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, мягкости и благородства оттенков.
Древние иконописцы знали немало рецептов смешивания минералов при приготовлении красок, добиваясь поразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения. Хрупкость и низкая твердость определенных минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособлениях.
ЗЕЛЕНЫЙ
Красивую зеленую краску получали из малахита. В России ее называли «зеленью» и считали, что она «самая зеленая». Как краситель малахит использовался еще в Древнем Египте для окраски век, применяли краску и в живописи. В 1785 г. малахитом была выкрашена кровля Зимнего Дворца. Малахит традиционно используется иконописцами, цвет пигмента не меняется на протяжении 500 лет.
В истории красок известен еще один зеленый минерал-пигмент – волконскоит. Раньше художники не имели минеральной зеленой краски и пользовались красками растительного происхождения, которые быстро желтели. Хром, входящий в состав волконскоита, окрашивает этот мягкий глинистый минерал в глубокий спокойный и стойкий цвет оттенка дубовой листвы. Волконскоит использовался при написании икон Новгородского Софийского Собора в XI веке. Пабло Пикассо пользовался в своих работах красками с применением волконскоита.
__
__
“Старый еврей и нищий мальчик” Пабло Пикассо
СИНИЙ
Самую дорогую ярко-синюю краску «ультрамарин» делали из лазурита. Его еще называли «лазорь веницейская». В качестве минерального пигмента лазурит использовался уже с глубокой древности. Особенно широко, приготовленные на основе лазурита пигменты, стали применять в живописи в Европе в эпоху Возрождения. Он стал неотъемлемой частью полотен Леонардо Да Винчи и Рафаэля.
Лазурит не был так важен для средневековых художников, как азурит, возможно, из-за его цены или из-за долгого процесса, чтобы отделить лазурит от его примесей. Из азурита получали один из самых распространенных синих пигментов, он известен с античных времен и имел широкое распространение в Древнем Египте. Краски, изготовленные на основе азурита пользовались большой популярностью у европейских художников. Данный пигмент не требовал таких затрат сил и времени на обращение, как лазурит, но при этом давал прекрасный синий цвет.
__
__
“Молочница” Ян Вермеер
КРАСНЫЙ
Одной из самых знаменитых и важных красных красок на протяжении веков была киноварь – сульфид ртути. Название ее происходит от слова «циннабар» (в переводе – «кровь дракона»). Цвет краски, приготовленной из природной киновари неповторим, и в частности, зависит от размера частиц. Чем тоньше размол киновари, тем ярче ее цвет. По мере уменьшения размера частиц, её цвет изменяется – от оранжевого до глубокого красного. Краска из киновари широко применялась в Древнем Египте, Греции – ей раскрашивали статуи. В Римской империи киноварь была очень высоко ценимой краской для украшения интерьеров в богатых домах, для фресок, статуй и даже для косметики. В ранней Византии киноварь была императорским цветом, императорские декреты писались чернилами киноварного цвета. В древнерусских иконах киноварный цвет применялся для создания и передачи сильных эмоций.
__
Одна из фресок виллы Мистерий в Помпеях
ЖЕЛТЫЙ
Цвет аурипигмента яркий оранжево-желтый, лимонно-желтый, золотисто-желтый. С античных времен аурипигмент использовался как косметическое средство и в качестве желтой краски, которая в средние века имела название «королевская желтая». Аурипигмент был обязательным атрибутом алхимических лабораторий, так как бытовало мнение, что из-за яркого желтого цвета он содержит золото. В Китае его применяли при окраске шелка. С древности аурипигмент – «золотую краску» использовали в иконописи. Яркие золотисто-желтые кристаллы этого минерала обладает сильным свечением и считалось, что этой краской лучше всего прописывать лики святых.
__
Спас на престоле
В природе много ярко окрашенных минералов, но это не значит, что все они могут быть красителями. Для минералов-пигментов важнейшим свойством является цвет минерала в порошке: у геологов это свойство называется «цвет черты». Дело в том, что цвет растертого в порошок минерала и цвет кристаллов того же минерала может быть различным. Так, некоторые сочно окрашенные камни: изумруд, чароит, амазонит, нефрит, бирюза при растирании дают порошок белого или серого цвета и поэтому для приготовления краски непригодны.
В последние десятилетия появилось много синтетических красителей. Но, несмотря на это, невозможно представить палитру художника без природных пигментов. Они наиболее близки естественным краскам природы, окружающим человека и только они могут сохранить яркость, насыщенность и чистоту цвета, пронеся их через тысячелетия!
Специалист по ЭВД – Ольга Бачища