"Железнодорожный путь"
В первое воскресенье августа в нашей стране традиционно отмечается профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта.
К этому дню мы подготовили онлайн-выставку «Железнодорожный путь», посвящённую одному из старейших на предприятии подразделению.
Датой основания железнодорожного цеха треста “Апатит” считается 28 декабря 1931 г., когда представители третьего района Мурманской железной дороги и треста «Апатит» подписали документ о передаче с 00:00 часов 29 декабря железнодорожной ветки в эксплуатацию “Апатиту”.
Акт – основание создания железнодорожного цеха
______________
Перевозки в то далёкое время осуществлялись паровозами “Ов” (в простонародии – «Овечки»), а затем серии “Э”.
Паровоз серии “Э”. На заднем плане пожарная часть – здание Музейно-выставочного центра в настоящее время.
______________
Локомотивная бригада паровоза серии “Эм”. Дата фото неизвестна.
______________
В 1948 на предприятии появился первый электровоз американской фирмы «Дженерал электрик».
С 1956 года в ЖДЦ (железнодорожный цех) стали поступать мощные по тем временам магистральные локомотивы серии ВЛ-22М. Но паровозы ещё использовались до 1968 года, в последние годы – в основном на маневровой работе. Последний паровоз, служивший для отопления локомотивного депо на ст. Юкспориок, был сдан в металлолом в 1973 году.
Локомотив ВЛ-22M (Владимир Ленин, осевая нагрузка 22 тс)
______________
В кабине локомотива ВЛ-22М
______________
В настоящее время ВЛ-22 М не используется на предприятии. Памятник локомотиву установлен на территории подразделения КФ АО “Апатит”.
Табличка на памятнике локомотиву ВЛ-22М
______________
В 1957 году в стране был прекращён выпуск паровозов и с этого времени железнодорожный цех стал оснащаться локомотивами-электровозами, а с 1964 – и тепловозами-магистральными и маневровыми.
В 1988 году в ЖДЦ пришли новые более мощные электровозы – ВЛ-15 А, которые используются и сейчас.
Электровоз ВЛ15 А (Владимир Ленин, тип 15, прозвище — Локозавр)
______________
В кабине машиниста локомотива ВЛ-15 А
______________
Сейчас на предприятии также работают магистральные электровозы 2ЭС10. Это самые современные и мощные локомотивы, не имеющие аналогов в России.
электровоз 2ЭС10 “Гранит”
______________
В кабине машиниста электровоза 2ЭС10
______________
Электровоз – это наиболее совершенный вид тяги поездов, поэтому они осуществляют перевозку руды. Остальную, маневровую работу выполняют тепловозы.
Тепловозы осуществляют внепоездные передвижения составов, перевозят топливо и материалы
______________
Сегодня система ж/д перевозок «Апатита» – большой и слаженный механизм. Роль ж/д транспорта очень велика. Днём и ночью идут составы, загруженные рудой, апатитовым и нефелиновым концентратами и другими важными грузами. От железнодорожников зависит, насколько ритмично будут работать рудники, фабрики и прочие подразделения «Апатита».
Машинист локомотива – профессия, которая считается ведущей на железнодорожном транспорте. Водить гружёные рудовозные поезда весом до 4 тыс тонн на уклонах – дело сложное. Подъёмы и спуски на въездах в рудники «Апатита» являются одними из самых крутых в мире. Так на пути из Расвумчоррского рудника уклон составляет 30 метров на километр пути, есть места с уклоном 32 метра! Машинист должен знать на зубок профиль пути и не просто вести состав, а просчитывать свои действия, чтобы максимально экономить электроэнергию.
Машинисту необходимо учитывать многие факторы, чтобы обеспечить безопасность движения. Например, в снегопад и метель не прогрел машинист автотормоза перед выездом из тоннеля на спуск – жди беды. Снег, попадая под холодные композиционные тормозные колодки вагонов, уменьшает эффективность автотормозов а это влечёт за собой повышение скорости вплоть до схода поезда с рельс.
Для расчистки путей в зимнее время используется специальная техника.
“Ветерок” – вентиляторная модель снегоочистителя железнодорожных путей, разработанная машинистом-инструктором локомотивной службы Сергеем Носковым. В настоящее время не используется на предприятии.
______________
Снегоуборочная машина для расчистки снега преимущественно на станциях
______________
Весной и осенью путейцам тоже нужно быть на чеку, так как металл рельс реагирует на температурные скачки с минуса на плюс, да и обильное снеготаяние может натворить бед. Короткое северное лето – это напряжённый период путевых ремонтов.
Техника для укладки новых ж/д путей
______________
Организаторами оперативной работы являются поездные диспетчеры. Непосредственно им подчиняются дежурные по станции.
Дежурные одновременно следят за показаниями устройств и приборов, вводят в пульт управления маршруты передвижений, отвечают на телефонные звонки и по радиосвязи.
Пульт управления дежурной по станции старого образца
______________
Современный “пульт управления” дежурной по станции – автоматическое рабочее место
______________
По объёмам грузоперевозок, по оперативности и надёжности, железнодорожному транспорту нет аналогов. Сеть железных дорог – это артерии, кровеносные сосуды всего предприятия.
Каждый сотрудник, работающий на железной дороге, делает важное дело: прокладывает тропинку к большому пути!
************************
Специалист по выставочным проектам Н.В. Рыбакова.