История на стекле
Старинные фотографии можно разглядывать бесконечно. В начале XX века фотографировали на стеклянные пластинки. В нашем Музейно-выставочном центре сохранились стеклянные негативы – хрупкие свидетели, готовые рассказать истории.

Из истории стеклянных фотопластинок
Изобретение стеклянной фотопластинки было важным шагом к получению качественных и доступных фотоматериалов, позволяющих увеличивать и тиражировать отпечатки (до этого фотографирование производилось на серебряных пластинках).
Наибольшее распространение в фотографии фотопластинки получили во второй половине XIX – начале XX веков. Во второй четверти XX века фотопластинки были практически полностью вытеснены из художественной и бытовой фотографии пленочными фотоматериалами, оставаясь при этом инструментом научной фотографии, например, в астрономии.

В 1920-х начали распространяться роликовые фотопленки, и пластиночные крупноформатные фотоаппараты стали выходить из употребления из-за хрупкости и большого веса фотоматериала. Оставшаяся аппаратура этих форматов позже была приспособлена к листовой фотопленке, заменившей пластинки в художественной и бытовой фотографии.
Из-за хрупкости стеклянные фотопластинки были не очень удобны. Доставка необходимого количества пластинок к месту съемки осложнялась, а фотоархивы быстро становились неподъемными. Фотограф имел при себе дюжину пластинок в кассетах, и каждая фотография представляла из себя событие. Оперативность съемки была довольно мала, так как перезарядка кассет занимала несколько секунд.

Главными достоинствами стекла в качестве подложки считаются неизменность формы и долговечность. При архивном хранении фотопластинок процесс старения затрагивает только фотоэмульсию (в отличие от фотопленок, подложка которых теряет эластичность и коробится). Недостатками фотопластинок являются хрупкость и большой вес. В противовес фотопленке, никак не реагирующей на падение и удары, фотопластинки требуют бережного обращения.
Большинство наших фотоархивов на пластинках – оцифрованы. Сложно передать то чувство, когда берешь в руки стеклянный негатив или перебираешь фотографии с изображением гор, природы, людей, рабочих кадров из экспедиций.

Интересно рассматривать старые фотографии, они как будто погружают в прошлое.

В наших фондах хранятся фотопластинки, на которых запечатлены стройки фабрики и рудника, городских объектов, тогда еще молодого города.

Каждая фотопластинка – зафиксированная реальность, мгновение жизни, остановленное для потомков время.
Специалист по ЭВД Ольга Бачища.