Прогулка к фабрикам 1930-х гг.
Санитарный день в МВЦ – один из самых плодотворных дней в месяце. Это повод не только навести чистоту в экспозициях, но и отправиться изучать ближайшие объекты исторического наследия.
В июне группа сотрудников МВЦ “Апатит” отправилась к зданиям обогатительных фабрик 1930-х гг, затерянных в “хибинских джунглях”. В 10 минутах езды от Кировска можно выйти на старую железную дорогу и дойти до бывших сфеновой и ловчорритовой фабрик.
Первая остановка – сфеновая фабрика. Серо-белые стены видно с дороги. Руины фабрики – один из сохранившихся памятников советской промышленности. На крыше хорошо читаемые цифры “1935”.
Историческая справка
Сфен (титанит) – является одним из минералов Хибинского щелочного массива. В 1930-х годах, когда впервые была поставлена задача комплексного использования всех полезных компонентов апатито-нефелиновых руд, сфен рассматривался как сырье для производства титановых белил в лакокрасочной промышленности. В 1936 году была выстроена и начала работу сфеновая обогатительная фабрика на промплощадке 23-го км. С началом Великой Отечественной войны добыча сфеновой руды прекратилась и в послевоенный период не возобновлялась, оборудование фабрики было демонтировано.
Мы сравнили архивные снимки с тем, что сейчас еще можно увидеть вживую, и задокументировали современное положение дел.
Здание сохранились не в полной мере, но виной тому не только время, но и лавины, которые доходили до здания фабрики в разное время. Зато внутри до сих пор можно увидеть элементы аккуратной внутренней отделки помещений, которых сейчас не встретишь в зданиях функционального типа.
Недалеко от основного корпуса фабрики располагаются два полуразрушенных одноэтажных каменных здания. Они построены уже не из бутобетона, а из кирпича. Внутри и снаружи на их стенах лозунги советской пропаганды. Часть из них утрачена из-за осыпающейся штукатурки.
Возможно в этих домиках в 1950-е размещалось управление лагерного отделения со времен, когда комбинат “Апатит” временно передавался в ведение МВД СССР. Об этом свидетельствует надпись на торце крыльца: «Беспощадно бороться с нарушителями лагерного режима».
На другом здании год строительства “1950”. На стене надпись: «Не забудь, в соревновании ты должен быть первым…».
Раньше керны хранились в специальных ящиках. Время разбросало их по территории фабрики.
Керн – образец горной породы, извлеченный из скважины посредством специально предназначенного для этого вида бурения. Часто представляет собой цилиндрическую колонку (столбик) горной породы достаточно прочной, чтобы сохранять монолитность.
Сейчас здание сфеновой фабрики внутри исписано граффити – сказывается близость к городу и стремление людей к заброшенным здания.
Дальше находятся руины другого сооружения – Ловчорритовой обогатительной фабрики 1934 г. Нелегко было найти её в зарослях, но помогли спутниковые снимки Google Maps.
Историческая справка
Ловчорритовая обогатительная фабрика была построена в 1934 году по проекту Инны Лазаревны Тартаковской (жены В.И. Кондрикова), это была ее дипломная работа. Для химической переработки материала трест «Союзредмет» первоначально требовал содержание ловчоррита 45-75%. А среднее содержание в руде не превышало 4-6%. С учетом различных физических свойств минеральных компонентов разработанная технологическая схема обогащения оказалась весьма сложной и была реализована на опытной ловчорритовой обогатительной фабрике.
Основное назначение фабрики – производство концентрата, содержащего редкоземельные металлы (церий и торий).
Производительность фабрики установлена 30 тонн руды в сутки, при обработке руды, содержащей около 10% ловчоррита. Фабрика вступила в строй в июне 1934 года. Во второй половине 1934 года проведена реконструкция. Фабрику сделали универсальной, на ней можно было обогащать любую руду Хибин.
На бетонной стене аккуратно выбито «послание»: «Я был арестован 1952 г. 13 .V.». Кто знает, свидетельство это бывшего лагерного режима или более свежее творчество…
Вокруг фабрики остались затопленные водой бетонные колодцы, остатки старых ЛЭП.
Внутри фабрики, вернее небольшой сохранившейся её части, тоже стоит вода, т.к. уровень пола находится ниже уровня земли.
Никакого оборудования, конечно же, не сохранилось. На самой же ловчорритовой фабрике дозиметр показывал до 100 микрорентген в час.
Индустриальное наследие является частью культурного наследия и рассказывает о развитии промышленности и условиях труда.
Такие памятники промышленной архитектуры уникальны с исторической стороны. Индустриальная архитектура – материальное свидетельство развития производства страны.
В Кировске остаются здания 1930-х гг., но их внешний вид всё меньше напоминает изначальный проект. На фасадах и во внутренних помещениях почти не осталось свидетельств прошлого, с них почти стерта история. Многие объекты уже навсегда исчезли и стали нематериальным наследием ушедшей эпохи.
В таких местах, как сфеновая и ловчорритовая фабрики, особенно сильно ощущается важность сохранения памяти и уроков прошлого.
Фотографии: Денисова Эльвира, Горфина Валерия.