Курс лекций "Ключи к современному искусству"

06 Сентября

Приглашаем всех желающих на бесплатный курс «Ключи к современному искусству», который будет проходить с 18 сентября по 27 ноября.

Очное участие. Преимущества:
1) Возможность задать лектору вопросы во время лекции.
2) Выдача сертификатов о пройденном курсе.
3) Дополнительные материалы.
4) Обсуждение в группе.
Зарегистрироваться на очное участие

Онлайн участие. Преимущества: доступно из любой точки, где бы Вы ни находились.
Зарегистрироваться на онлайн-обучение

18 сентября 16:00 – «Новые границы искусства XX века. Как фотография, кино, психоанализ, философия и наука повлияли на современное искусство 1890-1910 гг.»
25 сентября 16:00 – «Революция модернизма и авангарда. 1900-1920 гг.»
02 октября 16:00 – «От модернизма к постмодернизму. 1940-1980 гг.»
09 октября 16:00 – «Новый вектор искусства. От живописи к перформансу – из Европы в Америку. 1940-1950 гг.»
16 октября 16:00 – «Поп-арт. Новый образ искусства. 1950-1960 гг.»
23 октября 16:00 – «Концептуализм. От Дюшана до «банана»».
30 октября 16:00 – «Паблик-арт или искусство общественных пространств».
06 ноября 16:00 – «Перформанс – искусство ли это?»
16 ноября 19:00 – «За пределами человеческого: фотография как способ видения».
20 ноября 16:00 – «Введение в историю медиа-арта».
27 ноября 16:00 – «Сайнс-арт – искусство, бизнес или способ познания?»

Участие – бесплатное, по регистрации.
Возраст участников: 18+
Количество участников ограничено.
Внимание – записи лекций не будет.

Подробнее

  • 18 сентября в 16:00 – Новые границы искусства в ХХ веке. Как фотография, кино, психоанализ, философия и наука повлияли на современное искусство. 1890-1910 гг.
    В начале ХХ века понимание искусства и произведения искусства в его традиционном понимании испытывает кризис. Открытия психоанализа Фрейда, духовные теории русских космистов, открытия новой физики в области оптики, изобретение фотографии, кино, открытия в области лингвистики, постепенно приводит к размыванию границ произведению искусства. Изменения в начале ХХ предопределили развитие искусства на сто лет вперёд.
  • 25 сентября в 16:00 – Революция модернизма и авангарда. 1900-1920-е гг.
    Начало ХХ века — рождение современного искусства. Новый язык искусства: кубизм, дадаизм, супрематизм, сюрреализм. Франция, Германия, Россия — центры нового искусства. Основные имена: П. Пикассо, Ж. Брак, Т. Тцара, М. Дюшан, А. Бретон, С. Далли, В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, В. Хлебников.
  • 02 октября в 16:00 – От модернизма к постмодернизму. 1940-1980 гг.
    Введение в терминологию современного искусства, философии, лингвистики и психоанализа. Основные имена: Ф. де Соссюр, Ю. Лотман, К. Гринберг, Р. Краусс, С. Зонтаг, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Ж-П. Сартр, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан
  • 09 октября в 16:00 – Новый вектор искусства. От живописи к перформансу – из Европы в Америку. 1940-1950 гг.
    Центр нового искусства переносится в США. Зарождение американского современного искусства, критика модернизма. Абстрактный экспрессионизм: от живописи к пространству. Возникновение перформанса и хеппенига.
  • 16 октября в 16:00 – Поп-арт. Новый образ искусства. 1950-1960 гг.
    Вторая половина ХХ века – новая эпоха в развитии технологий и информации. В искусстве поп-арта происходит выход за границы автономии искусства. Художники используют предметы и визуальные образы массовой культуры в качестве основы для искусства. Благодаря новым технологиям создания произведений, увеличивается масштаб работ, искусство покидает стены галерей и распространяется в город.

С 18 сентября по 16 октября лекции читает Анна Романова.
Анна Романова — искусствовед, независимый куратор, автор текстов, посвященных современному искусству, театру, графическому дизайну. Старший научный сотрудник ГТГ (2001-2005). Куратор исследовательского проекта «Sobolevаrchive», посвященного искусству Второго русского авангарда 1960-1980-х годов. Приглашенный преподаватель НИУ «Высшая школа экономики». Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация — 2014» в номинации «Теория, критика, искусствознания». Выставочные проекты: «Симметричные миры — Отраженные симметрии. Ю.Соостер, Ю.Соболев, Т.Винт, Р.Меэль». Художественный музей KUMU. Таллинн, Эстония (2017); «Острова Юрия Соболева». Московский музей современного искусства (2014); «Москва—Варшава/ Warszawa—Moskwa. 1900 — 2000». ГТГ — Национальная Галерея искусств Zachęta. Варшава, Польша (2005) и др.

  • 23 октября в 16:00 – Концептуализм от Дюшана до “Банана”
    Каким образом концептуальное искусство заставляет нас понимать и осознавать произведение, а не воспринимать его исключительно эстетически или декоративно. Исчезновение ремесленного словаря, описывающего материал – живописец, скульптор, фотограф, картина, фреска, гобелен, и появление на его месте слов ‘художник’ и ‘произведение’.

Лектор Александра Анисимова окончила Политихнический университет. 2000-ые гг. – генеральный продюсер компании Anis Photo Consulting, специалист в области фотографии, была продюсером David La Chapelle, Annie Leibovitz и многих других. С 2014 г. – заместитель директора Мультимедиа Арт Музея, с 2019 г. – директор студии Joseph Kosuth в Лондоне, куратор публичных проектов.

  • 30 октября в 16:00 – Паблик-арт и искусство общественных пространств
    Паблик-арт – это неотъемлемая часть любого развитого города. Объекты уличного искусства встречаются на площадях и фасадах домов, в парках, аэропортах, магазинах и даже метро. Они принимают совершенно разные формы: от вполне осязаемых инсталляций до нематериальных диджитал и звуковых проектов, аккуратно вписанных в городской ландшафт.
    На нашей лекции мы обсудим, что такое паблик-Арт и каким он бывает. Чем отличается от классического памятника? Изучим, как создаются и разрабатываются паблик-арт объекты, и кто самые главные о важные художники этого течения. Подумаем, как отличить хорошее произведение от плохого.

Лектор Ольга Погасова – в 2018 году получила степень Masters по направлению «Культура, Критика, Кураторство» в Central Saint Martins (Лондон, Великобритания). До этого обучалась в РГГУ по специальности «История зарубежного искусства». С 2013 по 2016 г. директор галереи ГРАУНД Песчаная в Москве. С 2017 г. года инициатор и куратор некоммерческого арт-пространства RED DOOR в Лондоне. С 2018 по 2019 г. год директор Музея Москва-Сити. С 2019 г. куратор Индустриального стрит-арт парка на Выксунском металлургическом заводе. Специализируется на создании арт-проектов для общественных пространств

  • 06 ноября в 16:00 – Перформанс – искусство ли это?
    На лекции мы поговорим об акционизме и перформансе как отдельном направлении в международном современном искусстве, которое стало очень влиятельным начиная с 1960-х годов, посмотрим работы ведущих акционистов искусства Запада и нашей страны и постараемся ответить на вопрос “А искусство ли это?”

Лектор Татьяна Волкова – куратор. Окончила факультет менеджмента в сфере культуры Московской высшей школы социальных и экономических наук, магистр (2000). Обучалась в Международных студиях и кураторской программе ISCP (Нью-Йорк, 2004). В 2000–2013 годах работала в команде куратора Андрея Ерофеева, в том числе в секторе новейших течений Государственного музея-заповедника «Царицыно», в отделе новейших течений Государственной Третьяковской галереи, в Архиве российского современного искусства «АртКладовка». Татьяна – основатель (2011) и член рабочей группы международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар» (до 2017). В 2014–2015 году — преподаватель программы «Кураторский проект» в Высшей школе художественных практик и музейных технологий при факультете истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). C 2016 года — сотрудница научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Лауреат общественной премии «Кариатида» (2013). Живет и работает в Москве.

  • 16 ноября в 19:00 – За пределами человеческого: фотография как современный способ видения.
    В лекции пойдет речь о важном свойстве фотографии, которое сопровождает ее с самого начала – о “нечеловеческом” в изображении мира. Это и случайное на фотоснимках, и невидимое глазом (при этом видимое камерой), и устранение человека из картины мира. Начинаем с 19 века и рассматриваем отдельные примеры вплоть до сегодняшнего дня, когда скриншоты и нейросетевые картинки потеснили фотографию и расширили способы изображения. От Дагерра до авангарда 1920-х и от Уильяма Эгглстона до Майкла Вольфа. Фотокамера показывает мир не так, как видим мы, и это воспринимали как опасность и как подарок.

Лектор Елена Якимович – Кандидат искусствоведения (специализация «Взаимные влияния живописи и фотографии XIX — начала XX века»), Член Ассоциации искусствоведов. Автор статей «Дега и фотография» (2002), «Фотография: зеркало реальности или отражение невидимого» (2007), «Образ обнаженного тела и язык фотографии от XIX к XX веку» (2010), «Эдвард Хоппер: живопись в эпоху кино и фотографии» (2017) и других. Автор курсов и лекций в РГГУ, МГУ, Центре фотографии имени братьев Люмьер, МАММ и др.

  • 20 ноября в 16:00 – Введение в историю медиа-арта
    Под «медиа-артом» подразумеваются десятки различных практик — видеоарт, нет-арт, саунд-арт, глубокие медиа и даже построение цифровых сообществ. Какая история использования научного мышления в искусстве? Что такое медиаархеология и как на протяжении столетий художники обнаруживали в технологиях потенциал для творческого переосмысления реальности? Как искусство изменилось после того, как интернет стал главной средой для общения и художественного высказывания? Лекция даст опорные точки: имена, явления, методы, которые навсегда меняли ход развития искусства и повседневности через язык новых медиа.

Лектор Анна Буали – искусствовед, куратор отдела новых медиа ГМИИ имени А. С. Пушкина: куратор направления «Новые медиа в современном искусстве» Московской школы современного искусства, преподаватель высшей школы «Среда обучения». Ранее – куратор научного отдела МВЦ Манеж (среди проектов Открытая школа «Манеж / МедиаАртЛаб», цикл выставок молодых медиахудожников «Большие надежды», выставка и образовательная программа «Золотой век русского авангарда»). Кураровала проекты развития социокультурной политики «Технопарка «Сколково» (2017). Работала в Агентстве инноваций города Москвы, в фонде Винзавод. Финалист программы кураторский стажировок EUNIC 2017 и участник программы Focus2019 Institut Français.

  • 27 ноября в 16:00 – Сайнс-арт – искусство, бизнес или способ познания?
    Высокие технологии значительно повлияли на искусство, изменили материалы и методы, с которыми работали художники. Такое искусство зачастую неудобно для музеев и галерей, сложно воспринимается посетителями, а от художника требует навыков биолога, физика или программиста. Кто же заказчик такого искусства и почему оно, несмотря на все трудности, попадает в классические музеи? На лекции мы постараемся ответить на этот вопрос, а также поговорим о том, что связывает сайнс-арт и атомную бомбу, как художественные эксперименты встраиваются в научные разработки, и как на их развитие влияет экономическая модель.

Лектор Владлена Громова – художница, участница творческого объединения VALAb, со-основательница и куратор «Открытой базы данных междисциплинарного искусства в России (МИР)», лауреат «Премии Кандинского» (2007), номинант «Премии Курехина» (2019), участница российских и международных выставок и фестивалей. Автор и лектор интенсива «Сайнс-арт» для магистратуры Digital Art В ДВФУ (2019) и магистратуры Science Communication в ИТМО (2019), проводила артист-токи в школе «Pro Arte» в Санкт-Петербурге (2020) и в школе «Родченко» в Москве (2020).


Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965 г. / Joseph Kosuth. One and three chairs. 1965

Комментарии (0)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Ваш комментарий будет первым!