Кто он - основатель музея?

29 Марта
1 комментарий

В 1932 году был создан горно-разведочный (позже “горно-геологический”) музей треста «Апатит».

Во многом это заслуга Бориса Александровича Линденера. Именно он был инициатором создания и первым директором музея (1932-1935), а позже и всего Дома техники – учреждения, в состав которого входил музей (1935-1941; 1943-1957).

Помимо общего руководства Борис Александрович разрабатывал тематические и экспозиционные планы геологического, горного и обогатительного отделов музея, организовал мастерскую по изготовлению не только графических экспонатов, но также и объёмных световых макетов, разъёмных моделей и т.д.


Линденер проводит экскурсию

Именно благодаря ему о нашем музее знали не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.

Но ведь Кольская земля могла бы и не знать такого выдающегося учёного, если бы не воля судьбы.

Родился Б.А. Линденер в с. Малая Пица Нижегородской губернии в 1884 г. Закончив гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Его учителем был такой знаменитый учёный как В.И. Вернадский.

После окончания университета Б.А. Линденер преподавал минералогию в Петроградском университете, затем сменил А.Е. Ферсмана на посту учёного секретаря Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В качестве учёного секретаря КЕПСа Б.А. Линденер согласовывал с В.И. Вернадским издательскую деятельность, информировал о выходе из печати очерков, посвящённых конкретным минералам, металлам, углю, нефти и т. п. Также в соавторстве с В.И. Вернадским Борис Александрович выпустил несколько научных работ.


Линденер среди студентов

Но в 1927 г. так хорошо начавшаяся карьера учёного внезапно обрывается.
Борис Александрович был осуждён Ленинградским губсудом по ст. 116 ч. 11 на 10 лет лишения свободы без строгой изоляции за растрату казённых денег.

В.И. Вернадский и А.Е. Ферсман приняли участие в его судьбе. Вернадский написал письмо-характеристику в защиту Бориса Александровича.:

«Это не преступник и не скверный, злостный, вредный для народа и государства че­ловек – это умный, талантливый человек, мно­го давший и могущий много дать – если он будет поставлен в условия, где мания игрока не может иметь разрушающего влияния на его моральную личность. Страсть игрока охватила его лишь в последний год; несчастные обстоятельства позволили ему её осуществить. Он пришёл к катастро­фе, к крушению положения, созданного всей его раньше безупречной и плодотворной осознанной жизнью. Он сделал в своей жизни много хороше­го и нужного. Этого нельзя забывать. Он уже и так много искупил и сознанием своего крушения и разбитой жизнью близких. Надо считаться с его безупречной большой предыдущей жизненной работой и с той огром­ной незаменимой силой и ценностью, какую представляет его личность. Он может ещё дать впереди много. Его преступление есть случайное несча­стие, не связанное с основой его лично­сти. Это государственная власть обяза­на помнить».

По неподтвержденным фактам Б.А. Линденер также отказался давать показания против А.Е. Ферсмана.


фрагмент личного листка по учёту кадров

Изначально он отбывал срок в ленинградском исправтруддоме, потом – в Кеми. На Соловках он работал в обществе краеведения и изобрёл шапку, которую прозвали «линденеровка». До этого на Соловках носили царские арестантский шапки. С 1930 года был направлен в Хибиногорск (с 1934 г. Кировск) по соглашению между администрациями СЛОНа и треста «Апатит».


Фрагмент договора между “Апатитом” и УСЛОН

Трест «Апатит» нуждался не просто в рабочей силе, а специалистах самых разных профессий. Б.А. Линденер был как раз таким специалистом.
Здесь ему предложили интересную работу по специальности – контроль за качеством добываемой руды. А уже в 1932 г. приказом первого управляющего трестом «Апатит» – Кондриковым был подписан приказ о назначении Б.А. Линденера директором Горно-разведочного музея.

В мае 1934 г. Бориса Александровича восстановили в гражданских правах и он остался в Кировске, «остался по собственному желанию» (из автобиографии).

После этого он навсегда связал свою жизнь с Хибинами. В 73 года Б.А. Линденер вышел на пенсию, но и после этого считал Дом техники своим домом, консультировал молодых геологов по истории изучения массива и апатитовых месторождений.


Проводы на заслуженный отдых

Умер Б.А. Линденер в г. Кировск 10.09.1960 г.

Комментарии (1)

Вы отвечаете на комментарий пользователя Отменить
Аноним 14.04.2016 11:34:37
Очень познавательно!
Ответить